Наталья Богданова
Конспект НОД по развитию толерантности в подготовительной группе детей 6–7 лет «Традиции чаепития у разных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции чаепития у разных народов»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры - традициям
чаепития. Знакомства с китайской народной музыкой, музыкой восточных
стран.
Задачи:
-углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении,
распространении, традициях чаепития;
-развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
-формировать навыки исследовательской деятельности;
-воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы
материальной культуры;
Публикация «Конспект НОД по развитию толерантности в подготовительной группе детей 6–7 лет „Традиции чаепития у разных народов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Чай. Традиции чаепития разных народов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Образовательные области: социально - коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно
- эстетическое развитие.
Методы и приемы: Наглядный (демонстрация, практический (опыты,
экспериментирование), игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация,
словесный (беседа, рассказ)
Ход НОД
Звучит мелодия восточных стран (Китай)
Воспитатель : А кто знает, жители каких стран так одеваются (ответы детей)
(на магнитной доске иллюстрации людей в костюмах страны Китай)
Воспитатель: Это одежда называется кимоно, её носят в странах Востока.
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, в древнюю страну -
Китай. У меня для вас есть сюрприз.
(Показывает ларец).
Воспитатель: Как вы думаете, что внутри?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Внутри ларца - маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы
потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках?
(Дети ощупывают мешочки, нюхают).
Воспитатель: Вы догадались, что в них? (Дети отвечают).
Воспитатель: Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье -
К нему желательно варенье.
Но если такого нет,
Сойдёт и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой. Что это?
(Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы.)
Воспитатель: Действительно, это чай - прекрасный, полезный напиток.
Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая - Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.
(Воспитатель показывает на карте Россию, Китай, границу между странами. Дети прикрепляют листочек к карте).
Воспитатель : Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.
Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён
в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.
(Демонстрируются иллюстрации о чайных деревьях и кустах, сборе чая).
Воспитатель: Чайные деревья достигают в высоту 15 м. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки (они умещались на ладони, которые ценились дороже золота). После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.
(Дети рассматривают красивые упаковки с чаем)
Воспитатель: Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в
Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шёлка,
ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот
«упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели, почему-то не
догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Воспитатель: Ребята, мы познакомились с родиной чая - Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку?
Давайте и мы разомнёмся.
(Упражнения под китайскую музыку.)
Воспитатель: Любите ли вы чай?
(Но для начала предлагает рассмотреть чай в лупу).
Воспитатель: Какой он по цвету, по размеру, на что похож, определить по запаху, что это за чай.
(Предлагается попробовать несколько сортов чая, которые приготовила для них воспитатель).
Воспитатель: Ребята, кто знает, почему чай называют чёрным?
(Ответы детей).
Действительно, черным чай назвали из-за его цвета. Такой чай приготовить не просто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. их сортируют по размеру и вялят на тёплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай.
Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое тарелку №2
Воспитатель: Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?
(Дети рассматривают в лупу чаинки зелёного чая, высказывают свои версии).
Воспитатель : Верно. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные, зелёные.
Воспитатель - А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа. Мы, ребята, убедились, что чай бывает разных цветов.
Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое тарелки №3. Пододвиньте её поближе. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листики чая находятся на тарелке? Что вы ещё видите? Что на твоей тарелке?
(Воспитатель расспрашивает детей о содержимом на тарелках, дети
высказывают свое мнение).
Воспитатель: Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал для дегустации, для вас накрыты столы. Мы в зале для дегустации чая. Мы - дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы? (Ответы детей). Дегустаторы - люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус.
(Дети пьют чай с разными добавками. Воспитатель расспрашивает детей, какой чай они пьют).
Воспитатель: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его. Пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает чёрный, зелёный, красный, жёлтый, у него может быть разный вкус. Я вам рассказала, как собирают и обрабатывают чай.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.
(Дети продолжают (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, чёрный и т. д.)
Воспитатель: А кто знает, как можно изменить цвет чая, осветлить его?
(Ответы детей).
Воспитатель: У меня есть подсказка. Я вам сейчас дам кое-что попробовать, а вы скажите, что это.
(Даёт каждому ребёнку по кусочку лимона.)
Воспитатель: Чем я вас угостила? Правильно, это лимон. Опустите дольку лимона в чашку с чаем, надавите на него ложкой. Изменился ли цвет чая? Каким стал его вкус?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. А сейчас вернёмся к нашей карте. Чай, ребята, растёт не только в Китае, но и в Индии, Японии, Турции.
Давайте найдём на карте эти страны и отметим их зелёным листочком.
(Фоном звучит музыка народов Востока)
Воспитатель: Для выращивания чая нужны особые условия: тепло, чистый воздух и много влаги. Мы побывали в разных странах. А теперь вернёмся домой, в Россию. В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае.
(Отмечает листочком на карте).
Воспитатель: В России очень любят чай, он стал нашим национальным
напитком. Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой? (загадывает загадку)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Дети отгадывают загадку, рассматривают самовар и садятся пить чай
вокруг него).