Светлана Ярославлева
Конспект НОД по теме «Что мы знаем об осени?»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие».
Раздел «Ознакомление с окружающим».
Тема: Что мы знаем об осени.
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи (чтение художественной литературы», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма организации детей: фронтально, полукруг, круг.
Форма проведения: познавательная, игровая.
Публикация «Конспект НОД по теме „Что мы знаем об осени?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Цель: Обобщение и систематизация представлений об осени (о раннем позднем периодах) по основным существенным признакам (явления погоды, изменения в растительном и животном мире).
Образовательные задачи:
• Систематизировать и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.
• Формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Осень».
• Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова,
умение составлять описательный рассказ по опорным картинкам с помощью воспитателя.
• Развивать диалогическую речь (обращения друг другу с вопросами).
• Развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, мыслительные операции: сравнение и обобщение.
• Совершенствовать координацию речи с движениями, ритм речи.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать чуткость к художественному слову, эмоциональное отношение к литературным произведениям.
• Формировать основы сотрудничества, партнёрского общения.
Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки вокруг детского сада. Чтение стихов, рассказов по теме «Осень», рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года» (Октябрь, рисование по теме.
Оборудование: 2 картинки с изображением осени (ранней, поздней, схема и карточки-символы для составления описательного рассказа о погоде, микрофон, листья, тонированные листы бумаги, гуашь, кисти с мягким и жёстким ворсом.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Приёмы: привлечение детей путём мотивации, вопросы, игры-упражнения, рассуждения, предложения для решения проблемы.
Ход непосредственно организованной деятельности
1. Мотивационно-ориентированный этап. Организационный момент. Дети стоят в полукруге у окна.
- Ребята, посмотрите в окно, а я вам загадаю загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля.
Дань убывает
Когда это бывает? (осенью)
- А какое сейчас время года? (осень)
- Вспомните наши наблюдения на прогулке и докажите, что сейчас осень (идут частые дожди, холодно, пасмурно, птицы улетели на юг и т. д.).
- Почему осень называют необычным временем года? (Дети высказывают свои предположения.)
- Осень необычное время года. Она бывает ранняя (золотая) и поздняя.
2. Поисковый этап. Планирование предстоящей деятельности.
- Мы с вами сегодня вспомним раннюю осень и поговорим о поздней осени.
- Посмотрите на эти картинки (на магнитной доске картинки ранней и поздней осени), а я вам прочту красивое стихотворение Е. Трутневой «Осень».
- Определите, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение? (Чтение стихотворения)
- Какое настроение вы почувствовали? (радость, удивление, немного грусти).
- О каком периоде осени говорится в стихотворение? (о ранней осени).
- Послушайте ещё одно стихотворение, которое написал А. Плещеев «Скучная картина, тучи без конца».
- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (грусть, печаль, уныние, тоска).
- Осень - немного грустное время. Но грустить не стоит. Ведь недаром в народе говориться: «У природы нет плохой погоды!» Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся на прогулку. Но чтобы отправиться на прогулку надо знать, какая погода на улице, и что надеть по погоде. Как узнать о погоде? (рассуждения детей).
Игра «Прогноз погоды». На столах у детей перевёрнутые карточки – символы признаков погоды. На магнитной доске у воспитателя картинки: слева - ранняя осень, справа – поздняя осень, между ними карточка – схема описательного рассказа.
Задание детям:
• Переверните карточки. Внимательно рассмотрите свою карточку и друг у друга. Обсудите в парах, к какому периоду осени подходят ваши карточки.
• Расположите карточки, обозначающие погоду ранней осенью слева, а поздней осенью – справа, по порядку, как у меня на схеме. (Двое детей выполняют задание у доски).
• Проверка выполнения задания.
- Давайте вместе проверим, правильно ли вы расположили карточки. Воспитатель: «Ранней осенью солнце высоко». Дети: «Поздней осенью – низко». По аналогии: (дожди редкие – дожди частые; ветер слабый – ветер сильный; день солнечный, тёплый – день пасмурный, холодный).
• Расскажите сами о погоде ещё раз (дети составляют описательный рассказ о погоде ранней и поздней осенью по карточке-схеме)
- Молодцы, правильно составили прогноз погоды.
Игра «Помогите мальчику» (Ребёнок в роли мальчика).
Летом, в жаркие часы
Только майка и трусы.
Ну, а осенью нужны:
Свитер, тёплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии
Шапка и так далее…
Шапка, свитер, впрочем я …
Я запутался друзья!
Задание детям: найти ошибку, помочь мальчику собраться на прогулку.
(Дети предлагают варианты исправления ошибки (сандалии – летняя обувь, нужны сапоги… и т. п.)
- Прогноз погоды знаем, что надеть на прогулку знаем. Можно теперь отправляться на прогулку? (Да.)
Ритмическая игра «Листопад» (дети шагают и проговаривают слова):
Листопад, Листопад
Осыпается наш сад.
Листья жёлтые летят
Под ногами шелестят.
Упражнение на воображение.
- Представьте, что вы на осеннем участке детского сада. Расправьте плечи, полюбуйтесь осенней природой. Много изменений происходит в жизни растений, животных ранней и поздней осенью: с деревьев опадают листья, отцвели цветы в цветниках, у них созрели семена; насекомые спрятались от холода под кору деревьев, зарылись в землю и заснули до весны. Перелётные птицы улетели на юг, а зимующие прилетели ближе к жилью человека.
Игра «Журналисты». Задание детям: взять интервью, узнать, какое настроение у обитателей осеннего участка. Обсудить и распределить роли в парах (кто из вас будет журналистом, а кто будет жучком, воробьём, цветком, берёзкой).
Варианты рассказов детей:
- Здравствуй, берёзка! Какой наряд у тебя ранней осенью?
Берёзка: - У меня было жёлтое платье с золотыми монетками.
- С кем ты дружишь берёзка?
Берёзка: - С ветерком! Он играет моими листочками.
- Здравствуй, цветочек! Почему ты грустишь?
Цветок: - Я завял, мои листья засохли, семена падают на землю.
- Не грусти, цветочек, мы соберём твои семена и посеем их весной. Ты снова будешь радовать нас своей красотой.
- Здравствуй, воробей! Какое у тебя настроение?
Воробей: Я радуюсь, потому что ребята повесили кормушки на деревьях. Насыпали корм. Теперь мне не страшны морозы.
- Здравствуй, жучок! Как ты живёшь? Хорошо! Я спрятался от холода в щель. Мне тепло и уютно.
- Вы настоящие журналисты! У вас получились интересные рассказы. За ваши рассказы осень подарила вам эти листья.
Д/У «Подбери слово» Задание: подберите слова, чтобы рассказать о листьях, какие они? (Красные, жёлтые, сухие, разноцветные)
Физ. минутка «Листья осенние тихо кружатся» Н. Нищевой
Листья осенние тихо кружатся,
(Дети кружатся, расставив руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся,
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят.
(Снова кружатся на носочках.)
3. Практический этап. Самостоятельная деятельность детей.
- Осень – красивое время года. Она как искусный художник выбрала самые разные краски для украшения природы в любую погоду.
- Ребята, вы хотите, как художники, выразить своё настроение и запечатлеть в рисунках осень в разные периоды (детям предоставляется возможность по желанию самостоятельно подобрать фон, обсудить со сверстниками - кто какую осень будет рисовать).
Составление альбома «Осень в рисунках детей».
4. Заключительный, рефлексивно-оценочный этап.
- Что было для вас сегодня интересным, сложным?
- Какое настроение возникнет у детей и у взрослых, когда они рассмотрят ваши рисунки в альбоме?
Общая положительная оценка деятельности детей. Ориентирование на дальнейшую деятельность.
- Можно ли так же интересно беседовать о зиме?