МААМ-картинки

Конспект НОД по теме «Что мы знаем об осени?»

Светлана Ярославлева
Конспект НОД по теме «Что мы знаем об осени?»

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область «Познавательное развитие».

Раздел «Ознакомление с окружающим».

Тема: Что мы знаем об осени.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи (чтение художественной литературы», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма организации детей: фронтально, полукруг, круг.

Форма проведения: познавательная, игровая.

Публикация «Конспект НОД по теме „Что мы знаем об осени?“» размещена в разделах

Цель: Обобщение и систематизация представлений об осени (о раннем позднем периодах) по основным существенным признакам (явления погоды, изменения в растительном и животном мире).

Образовательные задачи:

• Систематизировать и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.

• Формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Осень».

• Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова,

умение составлять описательный рассказ по опорным картинкам с помощью воспитателя.

• Развивать диалогическую речь (обращения друг другу с вопросами).

• Развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, мыслительные операции: сравнение и обобщение.

• Совершенствовать координацию речи с движениями, ритм речи.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать чуткость к художественному слову, эмоциональное отношение к литературным произведениям.

• Формировать основы сотрудничества, партнёрского общения.

Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки вокруг детского сада. Чтение стихов, рассказов по теме «Осень», рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года» (Октябрь, рисование по теме.

Оборудование: 2 картинки с изображением осени (ранней, поздней, схема и карточки-символы для составления описательного рассказа о погоде, микрофон, листья, тонированные листы бумаги, гуашь, кисти с мягким и жёстким ворсом.

Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Приёмы: привлечение детей путём мотивации, вопросы, игры-упражнения, рассуждения, предложения для решения проблемы.

Ход непосредственно организованной деятельности

1. Мотивационно-ориентированный этап. Организационный момент. Дети стоят в полукруге у окна.

- Ребята, посмотрите в окно, а я вам загадаю загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля.

Дань убывает

Когда это бывает? (осенью)

- А какое сейчас время года? (осень)

- Вспомните наши наблюдения на прогулке и докажите, что сейчас осень (идут частые дожди, холодно, пасмурно, птицы улетели на юг и т. д.).

- Почему осень называют необычным временем года? (Дети высказывают свои предположения.)

- Осень необычное время года. Она бывает ранняя (золотая) и поздняя.

2. Поисковый этап. Планирование предстоящей деятельности.

- Мы с вами сегодня вспомним раннюю осень и поговорим о поздней осени.

- Посмотрите на эти картинки (на магнитной доске картинки ранней и поздней осени), а я вам прочту красивое стихотворение Е. Трутневой «Осень».

- Определите, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение? (Чтение стихотворения)

- Какое настроение вы почувствовали? (радость, удивление, немного грусти).

- О каком периоде осени говорится в стихотворение? (о ранней осени).

- Послушайте ещё одно стихотворение, которое написал А. Плещеев «Скучная картина, тучи без конца».

- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (грусть, печаль, уныние, тоска).

- Осень - немного грустное время. Но грустить не стоит. Ведь недаром в народе говориться: «У природы нет плохой погоды!» Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся на прогулку. Но чтобы отправиться на прогулку надо знать, какая погода на улице, и что надеть по погоде. Как узнать о погоде? (рассуждения детей).

Игра «Прогноз погоды». На столах у детей перевёрнутые карточки – символы признаков погоды. На магнитной доске у воспитателя картинки: слева - ранняя осень, справа – поздняя осень, между ними карточка – схема описательного рассказа.

Задание детям:

• Переверните карточки. Внимательно рассмотрите свою карточку и друг у друга. Обсудите в парах, к какому периоду осени подходят ваши карточки.

• Расположите карточки, обозначающие погоду ранней осенью слева, а поздней осенью – справа, по порядку, как у меня на схеме. (Двое детей выполняют задание у доски).

• Проверка выполнения задания.

- Давайте вместе проверим, правильно ли вы расположили карточки. Воспитатель: «Ранней осенью солнце высоко». Дети: «Поздней осенью – низко». По аналогии: (дожди редкие – дожди частые; ветер слабый – ветер сильный; день солнечный, тёплый – день пасмурный, холодный).

• Расскажите сами о погоде ещё раз (дети составляют описательный рассказ о погоде ранней и поздней осенью по карточке-схеме)

- Молодцы, правильно составили прогноз погоды.

Игра «Помогите мальчику» (Ребёнок в роли мальчика).

Летом, в жаркие часы

Только майка и трусы.

Ну, а осенью нужны:

Свитер, тёплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии

Шапка и так далее…

Шапка, свитер, впрочем я …

Я запутался друзья!

Задание детям: найти ошибку, помочь мальчику собраться на прогулку.

(Дети предлагают варианты исправления ошибки (сандалии – летняя обувь, нужны сапоги… и т. п.)

- Прогноз погоды знаем, что надеть на прогулку знаем. Можно теперь отправляться на прогулку? (Да.)

Ритмическая игра «Листопад» (дети шагают и проговаривают слова):

Листопад, Листопад

Осыпается наш сад.

Листья жёлтые летят

Под ногами шелестят.

Упражнение на воображение.

- Представьте, что вы на осеннем участке детского сада. Расправьте плечи, полюбуйтесь осенней природой. Много изменений происходит в жизни растений, животных ранней и поздней осенью: с деревьев опадают листья, отцвели цветы в цветниках, у них созрели семена; насекомые спрятались от холода под кору деревьев, зарылись в землю и заснули до весны. Перелётные птицы улетели на юг, а зимующие прилетели ближе к жилью человека.

Игра «Журналисты». Задание детям: взять интервью, узнать, какое настроение у обитателей осеннего участка. Обсудить и распределить роли в парах (кто из вас будет журналистом, а кто будет жучком, воробьём, цветком, берёзкой).

Варианты рассказов детей:

- Здравствуй, берёзка! Какой наряд у тебя ранней осенью?

Берёзка: - У меня было жёлтое платье с золотыми монетками.

- С кем ты дружишь берёзка?

Берёзка: - С ветерком! Он играет моими листочками.

- Здравствуй, цветочек! Почему ты грустишь?

Цветок: - Я завял, мои листья засохли, семена падают на землю.

- Не грусти, цветочек, мы соберём твои семена и посеем их весной. Ты снова будешь радовать нас своей красотой.

- Здравствуй, воробей! Какое у тебя настроение?

Воробей: Я радуюсь, потому что ребята повесили кормушки на деревьях. Насыпали корм. Теперь мне не страшны морозы.

- Здравствуй, жучок! Как ты живёшь? Хорошо! Я спрятался от холода в щель. Мне тепло и уютно.

- Вы настоящие журналисты! У вас получились интересные рассказы. За ваши рассказы осень подарила вам эти листья.

Д/У «Подбери слово» Задание: подберите слова, чтобы рассказать о листьях, какие они? (Красные, жёлтые, сухие, разноцветные)

Физ. минутка «Листья осенние тихо кружатся» Н. Нищевой

Листья осенние тихо кружатся,

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся,

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.

(Снова кружатся на носочках.)

3. Практический этап. Самостоятельная деятельность детей.

- Осень – красивое время года. Она как искусный художник выбрала самые разные краски для украшения природы в любую погоду.

- Ребята, вы хотите, как художники, выразить своё настроение и запечатлеть в рисунках осень в разные периоды (детям предоставляется возможность по желанию самостоятельно подобрать фон, обсудить со сверстниками - кто какую осень будет рисовать).

Составление альбома «Осень в рисунках детей».

4. Заключительный, рефлексивно-оценочный этап.

- Что было для вас сегодня интересным, сложным?

- Какое настроение возникнет у детей и у взрослых, когда они рассмотрят ваши рисунки в альбоме?

Общая положительная оценка деятельности детей. Ориентирование на дальнейшую деятельность.

- Можно ли так же интересно беседовать о зиме?

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по теме «Что мы знаем об осени?»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 15:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД