Маргарита Исакова
Конспект НОД по социально-личностному развитию детей «Семья»
Цель: формирование у детей элементарных представлений о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.
Задачи:
- Воспитывать уважение и заботу о членах семьи.
- Развивать диалогическую речь, умение участвовать в беседе.
- Совершенствовать умения определять местоположения предметов (слева, справа).
Публикация «Конспект НОД по социально-личностному развитию детей „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Оборудование и материалы: мягкие игрушки — медведи трех размеров, стол детский, три стула разных размеров, три кроватки разных размеров. Разрезные картинки на тему «Обязанности членов семьи» с образцами, листы ватмана А-3, фотографии членов семьи детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети посмотрите. Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
^ Дети: Здравствуйте! С добрым утром.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда — мы это сейчас узнаем. Для начала надо отгадать загадку, послушайте внимательно.
Очень я похож на мячик, только мячик шерстяной.
И любой котёнок любит весело играть со мной. (Клубок).
Воспитатель. Этот клубок, он нам покажет дорогу.
А пойдем мы по волшебным дорожкам: мальчики пойдут первыми, потому что мальчики смелые и ловкие, а девочки за мальчиками, потому что девочки более слабые. Их нужно беречь, они будущие мамы. Сначала мы пойдем по узкой дорожке, потом по широкой. Вот и пришли к домику. Чей же это, ребята, дом? Кажется, мы с вами попали в сказку.
(приходят в детский уголок, оформленный как комната из сказки «Три медведя»).
Воспитатель: Ребята, вы узнали в какую сказку мы попали?
Дети: «Три медведя».
Воспитатель: Только тихо, чтобы медведи нас не услышали.
Давайте познакомимся: Это Михаил Потапович. Он в семье самый главный. Кто он?
Дети: Папа.
Воспитатель: А это Настасья Петровна. А она кто?
Дети: Мама.
Воспитатель: А это маленький Мишутка. А он кто?
Дети: Сынок.
Воспитатель: А как одним словом можно назвать папу, маму и сына, которые живут вместе?
Дети: Семья.
Воспитатель: Посмотрите, на кровати спит девочка, её зовут Машенька
Воспитатель: А как вы думаете, девочка тоже из семьи медведей?
Ответы детей.
А почему вы так думаете?
Воспитатель: Правильно у Маши есть родители. мама с папой. Как вы думаете, как она сюда попала, она заблудилась в лесу. Ребята, а разве можно уходить одной, без взрослых? (нет конечно, это очень опасно)
И мы с вами должны помочь Маше вернуться в семью. Для этого нам нужно вернуться обратно в детский сад. Чтобы не заблудиться мы пойдем опять по той же дорожке, а поможет нам клубок. Ну, клубочек, показывай нам дорогу обратно в детский сад. Ну вот мы и вернулись, шли мы долго, вы наверное устали, давайте немного отдохнем. поиграем, повторяйте за мной.
Физкультурная минутка.
1-2-3-4 (хлопки)
Кто живет у вас в квартире? (приседания).
1-2-3-4-5 (хлопки)
Всех могу пересчитать. (показывают указательным пальцем).
Папа, мама, две бабули,
Брат, сестра и два дедули.
Тетя, дядя — ну и я!
Вот и вся наша семья! (произвольные прыжки).
Отдохнули ребята, но наша Маша грустит, она скучает по своей семье. Скажите мне пожалуйста, если у нее есть мама и папа, значит у нее может быть и бабушка с дедушкой. Правильно, они близкие родственники, они родители мамы и папы, иногда они все живут вместе со своими детьми, а когда живут отдельно, то ходят друг другу в гости, помогают друг другу, Почему они помогают друг другу. потому что они одна семья.
У Маши есть мама и папа, а кем Маша приходится своим родителям (дочкой). а бабушке с дедушкой? (внучкой). Правильно, у Маши большая и дружная семья и у каждого есть свои обязанности.
А какие это обязанности мы с вами узнаем, когда соберем разрезные картинки, которые я приготовила для вас. Давайте сядем за столы, соберем картинку и назовем обязанности которые получились.
А сейчас Алиса выйдет и прочтет нам стихотворение, Кто всегда со всеми ладит.
КТО ВСЕГДА СО ВСЕМИ ЛАДИТ ШЬЕТ, ПИРОГ ГОТОВИТ, ГЛАДИТ
НИКОГДА НЕ ОТДЫХАЕТ, НИ О ЧЕМ НЕ ЗАБЫВАЕТ. КТО ВСЕГДА ЗА ВСЕХ БОИТСЯ?
КТО ТОБОЙ ВСЕГДА ГОРДИТСЯ? ОТГАДАЙТЕ ПОСКОРЕЙ! НАШЕЙ МАМЫ НЕТ ВАЖНЕЙ!
Камила прочитает стих-е " Мамин помощник "
Если мама заболела. Все вокруг тебя вверх дном.
Принимайся-ка за дело, Без тебя не может дом.
Веник, тряпка, порошок- Это все его друзья.
Не жалей ни рук, ни ног, Дружбу предавать нельзя.
Искандер прочтет стихотворение, которое называется "Папа"
Когда у папы выходной корабль строим с парусами
Плывем на нем за чудесами. Я капитан, а он герой. Я так ценю его заботу,
Я с папой будто в ярком сне. Жаль в понедельник на работу пора ему
и в садик мне.
Воспитатель: Сегодня вы принесли свои семейные фотографии и они тоже помогут нам понять, что такое семья.
Дети садятся за столы, перед ними листы бумаги, формат А-3 и фотографии членов семьи. Что бы наши пальчики были ловкие, давайте немного с ними поиграем «Вот и вся моя семья».
Физ. минутка. 1.2.3.4. кто живет в моей квартире (хлопки)
1.2.3.4.5. всех могу я сосчитать
мама, папа, брат, сестра, коша Мурка,
два котенка,
мой щегол, сверчок и я, вот и вся моя семья!
(загибаем пальцы)
У вас на столе лежат фотографии ваших родителей, бабушек, дедушек.
Теперь будьте внимательны, я задаю вопрос и вы кладете нужную фотографию туда куда я скажу.
Готовы?.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком больше всего заботятся в семье?
Дети: О детях.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей) (потому что они еще маленькие и не могут сами себя обслуживать, дети не могут варить еду, так как им нельзя подходить к плите, потому что это опасно, можно обжечься и они не могут зарабатывать деньги потому что еще маленькие и т. д)
А в вашей семье кто ребенок? (Ответы детей)
Среди своих фотографий найдите, пожалуйста, свою фотографию и положите ее на середину своего листочка.
А кто выполняет в семье самую тяжелую работу?
Дети: Папа.
Воспитатель: Правильно, положите фотографию папы в верхний правый угол.
А кто следит за чистотой и порядком в доме? Готовит обед?
Дети: Мама.
Воспитатель: Конечно, мама. Мамину фотографию положите в нижний правый угол.
А кто печет самые вкусные пироги, вяжет вам носки играет с вами и называет вашу маму дочкой?
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Фотографию бабушки положите в верхний левый угол.
А кто помогает папе делать ремонт, ремонтировать машину, кто учит вас играть в шашки и называет вашего папу сыном?
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Дедушкину фотографию положите в нижний левый угол.
И посмотрите теперь на ваш лист. Что у вас на листе получилось? Конечно, ваша семья. Самая любимая и нужная детям. А теперь давайте немного расскажем о своей семье. (несколько детей называют свои имена и имена членов своей семьи).
Теперь мы с вами знаем, что самое дорогое, что есть у нас это наша семья, и мы должны дорожить, любить и беречь свою семью. И Маша теперь поняла, что семья это самое дорогое и уходить из семьи она больше не будет, потому что можно попасть в большую беду.
А сейчас Катя прочтет нам стих-е, что же такое семья.
Семья — словечко странное, хотя не иностранное.
Как слово появилось, Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» — мы понимаем, А почему их семь?
Не надо думать и гадать. А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек. Семья!
Воспитатель: Спасибо. Теперь мы с вами знаем кто такая семья. И Машенька благодарит нас за помощь и хочет подарить вам небольшой подарочек, давайте посмотрим, что это.