Анна Останина
Конспект НООД по познавательному развитию в средней группе «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа детей : средняя группа.
Направленность группы : общеразвивающая
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Обитатели морей и океанов»
Цель: Расширение представления детей о морских обитателях.
Психолого - педагогические задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию в средней группе „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
Расширять знания детей о представителях водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
Расширять и активизировать словарь: морские обитатели,плавники, жабры, окраска и др.
Развивающие :
развивать внимание и память.
Развивать логическое мышление
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, бережное отношение к живой природе
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Интегрируемые образовательные области:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НООД :
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая
Форма организации детей: фронтальная
Материал и оборудование: письмо от Пирата, фонограмма с шумом моря, загадки, картинки с изображением морских обитателей-с одной стороны, и черным силуэтом- с другой, картинки с изображением предметов, которые дали названия морским обитателям, сундук с сокровищами,
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, отгадывание загадок, дидактические игры («Рыбалка», «Обитатели морей»)
Педагог организует деятельность детей, заинтересовывает их.
Воспитатель приветствует детей, знакомится с ними.
Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
К нам пришло письмо. Как вы думаете, кто его мог прислать?
Интересно посмотреть, что же в нём написано. Давайте сделаем это вместе! (Открывает письмо.) Это письмо от моего старого знакомого, настоящего пирата! Он пишет: «Я — бесстрашный Пират! Всю жизнь я собирал сокровища, потом сложил их в сундук и надёжно спрятал на морское дно! Если хотите его найти, вам придётся опуститься в царство Нептуна и преодолеть с препятствиями на своём пути! Я приготовил для вас задания! Только храбрые, отважные и смекалистые найдут сундук с сокровищами!»
Ребята, какое интересное и опасное приключение нам предлагает пират! Отправимся в него? (Да.)
Чтобы найти сундук с сокровищами Пирата, вам нужно быть смелыми, внимательными и сообразительными. Вы готовы? А как вы думаете,куда мы отправимся? Послушайте, что это? (Звучит фонограмма шума моря.) Правильно, это шум моря. Посмотрите, какое оно. (Показывает картину с изображением моря, включает аудиозапись с шумом моря еще раз.)
Но прежде чем мы отправимся в увлекательное морское путешествие, мы должны решить одну проблему: под водой мы не сможем дышать. Как же её решить?
-Вы просто молодцы! Предложили отличные варианты. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. (В первый раз воспитатель читает стих сам, затем дети повторяют слова все вместе).
Закройте все глазки и повторяйте за мной.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Ребята, а что вы знаете о море? Какое оно? (Синее, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное.) Верно. Море полно тайн и загадок. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они совсем не похожи на животных, живущих на земле. Многих вы уже знаете, а о ком-то услышите в первый раз…
А вот и первое задание от бесстрашного Пирата: вам нужно расколдовать морских жителей. Перед вами силуэты морских животных, отгадав загадку, вы должны выбрать нужный силуэт и «отпустить» его в море (т. е. прикрепить на изображение моря) А вот и первая загадка. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»? (Кит)
Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом? (Он огромный. Если покажется из воды, его спина – будто кусок земли, остров).
-А что это за «пальма водяная» у него на спине? (Это фонтан).
-Откуда этот фонтан?
- Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? (Кит - самое крупное животное в мире).
Следующая загадка:
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок,
Рыбок друг (морской конек).
Это очень интересный морской обитатель. Своим хвостиком он цепляется за веточки подводных растений и висит, как игрушка на новогодней ёлке.
Послушайте еще одну загадку:
Словно кактус на окне,
На морском растет он дне.
(морской ёж)
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Тело морского ежа покрыто многочисленными иглами. Иглы очень тонкие и острые. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
Этот рыцарь в воде живет.
Он в доспехах круглый год.
Панцирь прочный, как бетонный,
Десять лап для обороны.
По-боксерски в стойку встал-
И клешнями всех достал.
Он с врагом сразиться рад,
Очень храбрый этот (Краб)
Тело крабов покрыто прочным панцирем. Как вы думаете, для чего ему нужен панцирь?
У крабов десять ножек. Передние ножки это мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
(медуза)
- Посмотрите и скажите, на что похожа медуза?
У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокольчика. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Медузы бывают разными очень маленькими и очень, и очень большими. Щупальцы у нее ядовитые и могут вызвать у человека смертельные ожоги. Питаются медузы мелкими рачками и рыбешками.
Прямо с неба упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
(морская звезда)
Морская звезда – хищник. Питается морскими ежами. В случае опасности могут отбрасывать часть своего тела. Из отброшенных частей через некоторое время вырастают новые морские звезды.
Следующая загадка:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. ?
(Акула).
Ребята, что вы знаете об акулах?
Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Они очень прожорливы и подвижны
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть…
(Дельфин)
Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо. ?
(Осьминог)
Это очень умное морское животное. На щупальцах у осьминога – присоски, при помощи которых он ползает. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе. ?
(Черепаха).
В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц
Молодцы, ребята!
Справились с заданием пирата: расколдовали морских обитателей.
Давайте немножко отдохнем!
Поиграем в игру «Водяной»
Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:
Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!
После слова «Гори!» водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте Осаленный становится «водяным».
А вот и следующее задание от пирата:
Ребята, перед вами на мольберте картинки (собака, попугай, пила, меч, зебра, бабочка, молот, лошадка)
Пират задает вам вопрос : какое отношение имеют эти животные и предметы к рыбам?
Оказывается, есть некоторые рыбы получили свое название от этих предметов или животных, потому что они имеют общие черты.
Ваша задача найти пару: рыбу и тот предмет (животное, благодаря которому ее так назвали.
«Четвертый лишний» Задание для капитанов команд
Найдите лишнюю картинку и зачеркните ее красным карандашом
Молодцы! Справились и с этим заданием!
- Вода в море соленая, соль нужна для приготовления пищи, а еще при помощи соли мы можем создавать картины. Пират нам дает еще одно задание- разрисовать морских рыбок.
- Ребята, от кого мы получили письмо? Как вы думаете, мы справились с заданиями? О каких морских обитателях вы сегодня узнали? Какое задание понравилось больше и почему? О чём вы сможете рассказать сегодня родителям?
За то,что вы были смелыми, внимательными и сообразительными, Вам удалось найти сокровища Пирата.