Лариса Тугутова
Конспект НОД по ИЗО «Краса ненаглядная» в подготовительной группе (Знакомство с мстёрской лаковой миниатюрой)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Воспитывать чувство гордости за творчество мстерских мастеров, прославивших родной край, уважение к труду народных умельцев.
• Формировать эстетическое отношение к народным промыслам средствами декоративно-прикладного искусства.
• Познакомить детей с изделиями мстерской лаковой миниатюры, с историей происхождения промысла.
• Учить выделять характерные особенности промысла.
Публикация «Конспект НОД по ИЗО „Краса ненаглядная“ в подготовительной группе (Знакомство с мстёрской лаковой миниатюрой)» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Материалы и оборудование: изделия народного декоративно-прикладного искусства: хохломские, гжельские, дымковские, мстерской лаковой миниатюры; репродукция картины «Три богатыря»; набор шкатулок, законченных на разных этапах работы: белая заготовка из папье-маше, черненая заготовка, загрунтованная заготовка, заготовка с роскрышью, с оживкой, с лессировкой, шкатулка золоченная и покрытая лаком.
Методические приемы: беседа, показ, рассматривание, рассказ, вопросы к детям.
Предварительная работа: подбор наглядного материала, знакомство с техникой изготовления папье-маше.
Последующая работа: экскурсия в Мстёрский музей лаковой миниатюры с целью расширения представления детей о мстёрской росписи.
Ход занятия
Воспитатель приходит в группу с красивой брошью мстерской лаковой миниатюры с целью того, чтобы дети обратили внимание на украшение.
Воспитатель: Нам нравится, когда вокруг нас много красивых вещей, украшений, они радуют наш взгляд. Посмотрите, сколько красивых вещей я вам принесла.
(Воспитатель подводит детей к выставке изделий декоративно-прикладного искусства: хохломские, гжельские, дымковские, мстерской лаковой миниатюры).
Воспитатель: Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом и быт. Сама природа давала людям материал для творчества, она была главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.
С какими народными промыслами мы знакомы? (Ответы детей: дымка, гжель, хохлома, городец и др.).
Из каких материалов сделаны поделки? (глина, дерево)
Воспитатель: Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались вручную, каждый мастер делал все сам - от начала и до конца. Нельзя было встретить две одинаковые вещи. Изделия были неповторимы. Тайны мастерства передавались из поколения в поколение от учителя к ученику - таков был путь к совершенству.
Воспитатель: Какие изделия на этой выставке вы видите впервые? Дети показывают на изделия мстерских мастеров. Чем они отличаются от других поделок? (много черного цвета, тонкая роспись, золотые краски, интересные картинки)
А знаете ли вы, что все эти красивые вещи сделаны недалеко от нашего города Вязники в поселке Мстера.
Жили в давние времена в этом местечке мастера-иконописцы. А с начала прошлого века начали основываться артели народной росписи, в которых вначале художники украшали живописью деревянные бытовые предметы: солонки, короба, решета и др. А позже мастера освоили изготовление изделий из папье-маше.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что такое папье-маше? (бумага склеенная в несколько слоев).
Воспитатель: Правильно. Получается толстый картон. Его пропитывали маслом и просушивали в печках. Затем изготовленные из папье-маше шкатулки, ларцы, пудреницы, игольницы грунтовали и расписывали изящными тонкими кистями, темперными красками, разведенными на желтке куриного яйца, и покрывали лаком. Вот такой сложный процесс проходит каждое из таких изделий и по сей день.
Я принесла вам незаконченные шкатулки (белая заготовка из папье-маше, черненая заготовка, загрунтованная заготовка, заготовка с роскрышью, с оживкой, с лессировкой, шкатулка золоченная и покрытая лаком).
Дети вмести с воспитателем определяют последовательность этапов работы и выстраивают ряд от заготовки до конечного результата.
Воспитатель: Эта шкатулка называется «Богатырская застава». Этот сюжет вам что-нибудь напоминает?
Воспитатель показывает репродукцию картины «Три богатыря». Дети проводят сравнение.
Воспитатель: Сказочные кони с вьющимися гривами, могучие богатыри в позолоченных шлемах - они храбро охраняют русскую землю.
Воспитатель: Да, ребята, мстерские художники изображали сюжеты из сказок, пейзажи и реальные события, происходившие во времена их жизни.
Слава о мстерских мастерах разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться такой красотой. Никто не уезжал с пустыми руками: каждый увозил с собой кто шкатулку, кто брошь, кто ларец.
И мы с вами сегодня увидели много красивых вещей, на каждой из которых свой неповторимый узор.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите более подробно познакомиться с творческими работами мстерских мастеров? Мы с вами сможем это сделать в музее лаковой миниатюры в поселке Мстера. У нас есть возможность туда съездить на экскурсию. А после экскурсии мы с вами попробуем сами изготовить и расписать что-то красивое.