Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «От зернышка до бублика»

Ольга Марковских
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «От зернышка до бублика»

Конспект НОД подготовительная группа

Тема: «От зернышка до бублика»

Цель: Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов; сравнить как это делалось в старину. Развивать познавательный интерес; воспитывать трудолюбие; бережное отношение к хлебу; уважение к труду различных профессий, углублять экологические знания в процессе практических действий.

Предварительная работа.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „От зернышка до бублика“» размещена в разделах

Посеять зерна злаковых в горшках на подоконнике и в огороде; познакомить с орудиями труда для сбора урожая (серпом, косой); чтение русской народной сказки «Колосок», побеседовать о поведении мышат Крутя и Вертя; объяснить смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит».

Материалы к занятию.

Репродукции картин: М. К. Клодта «На пашне», Г. Г. Мясоедова «Сеятель», «Жатва», И. И. Шишкина «Рожь». Колосья ржи пшеницы, зерна, мука пшеничная, ржаная, овсяная, мучные изделия. Иллюстрации с изображением мельницы, трактора, комбайна.

Ход занятия.

Дети сидят за столом, на столе мука, зерно, колосья.

Воспитатель выносит каравай и читает стихи Я. Акима:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Он не падает нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

В. Ребята вы знаете, сколько людей трудилось, чтобы у нас был такой каравай? Чтобы хлеб появился на нашем столе, трудятся люди разных профессий, от пахаря до пекаря, поэтому к хлебу нужно относиться очень бережно. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Воспитатель сопровождает рассказ иллюстрациями или слайдами.

- Что происходит весной на полях? Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинается пахота.

- Чем вспахивали землю в старину?

- А сейчас? Едет по полю трактор, а ведет его тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

- Что же дальше?

Теперь можно начинать сеять! К трактору прицепляют сеялки и аккуратными рядами укладывают почву зерна пшеницы.

- А как сеяли раньше? Покажите.

Вот пшеница взошла?

А вы знаете как хлеборобы проверяют семена на зрелость? Сейчас я вам покажу: они растирают колосок в ладони; если зернышки высыпаются- значит, они созрели.

Дает детям колоски и вместе с ними проверяет семена на зрелость.

Наконец пшеница созрела, что дальше? Колхозники начинают жатву. Тогда на поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной комбайнер. Комбайн – очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её, высыпает зерно в кузов подъезжавшей машины, собирает солому в копну.

-А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите?

-Куда везут готовое зерно? Готовое зерно везут на мукомольный завод. Мука готова.

На столе приготовлены блюда с мукой: пшеничной, ржаной, овсяной. Дети рассматривают и сравнивают муку по цвету. Воспитатель предлагает потрогать муку руками и спрашивает, какие ощущения они испытали.

-А что дальше? С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так любим, без чего не обходится не один завтрак, обед и ужин.

Воспитатель спрашивает детей из какой муки что выпекают?

Из пшеничной- булки, печенье; из ржаной- ржаной хлеб; из овсяной- овсяное печенье.

-Вспомните, кто трудится для того, что бы на нашем столе всегда был вкусный душистый хлеб?

Русская народная пословица гласит: «Не трудиться – хлеба не добиться»

В группу, ни с кем не здороваясь, заходит старушка с сумкой.

В. Здравствуйте бабушка! Чем вы так расстроены?

Б. Здравствуйте! Простите, я так расстроена, что не заметила вас.

В. И кто же Вас так расстроил?

Б. Мальчишки на улице. Они играли с хлебом, как с футбольным мячом. Я хотела с ними поговорить, но они убежали. Оказывается они ещё и трусы. Видно, совсем не знают, как тяжело выращивать хлеб.

В. Те мальчишки может и не знают, а вот наши ребята знают как тяжело выращивать хлеб.

Б. А откуда Вы знаете как выращивают хлеб?

В. Мы сами его выращивали.

Б. Не поверю, пока не увижу своими глазами.

В. Мы трудились очень долго, и пусть урожай у нас не большой, но мы его вырастили сами и сейчас покажем.

Показывает видеозапись с практическими работами в группе и на огороде.

Б. Вы такие старательные и трудолюбивые – настоящие хлеборобы! Молодцы ребята!

А загадки вы отгадывать умеете?

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолоченные,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня! (Тесто)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое.

Блестящее, хрустящие,

Всем на загляденье,

Ну и объедение. (Бублик)

В хорошее вы время живете ребята. А мне в вашем возрасте приходилось голодать, потому что была война. Нам выдавали по кусочку черного хлеба, который совсем не похож на хлеб, который мы сейчас едим.

В. Мы теперь ещё бережней будем относиться к хлебу, правда ребята.

А сейчас давайте отдохнем и поиграем, и Вы бабушка присоединяйтесь к нам.

Игра «Колоски»

По весне поле вспахали (трут ладошки друг о друга,

Зерном поле засевали (складывают ладошки в щепотки).

Солнце припекает (перекрещивают ладошки, раздвигают пальцы,

Землю согревают (поднимают руки к солнцу)

Высоко поднялись колоски –

К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу, и медленно поднимают руки).

Ветер наливает, колосок качает (качают руками над головой,

И вправо пригнулись, и влево качнулись (наклоны туловища вправо и влево).

А как дождик идет, рожь водицу пьёт (медленно опускают руки, быстро шевелят пальцами, складывают ладони чашечкой и поднимают ко рту - пьют).

Вот какая нива! До чего ж красива!

Б. Спасибо ребята! Вы меня успокоили, а то я уже думала, что все дети так относятся к хлебу, как те мальчишки. Вижу, что нет. А если вы таких ребят встретите, объясните им, что в каждой крошке хлеба – труд и его нужно беречь.

Ой, ребята, у меня ведь для вас есть угощение, совсем забыла:

Я, ребятушки, из булочной шла,

Бубликов на три дня припасла,

И хочу сейчас я вас угостить,

Как же деточек таких не любить.

Очень рада я встрече с вами, друзья,

Вы теперь вспоминайте меня.

Угощает детей бубликами, прощается и уходит.

В. И нам пора. Я думаю, вы всегда будете бережно относиться к хлебу и уважать труд людей, которые его выращивают.

Заканчивается занятие чаепитием. На столе угощение: каравай, пряники и баранки.

Публикации по теме:

«Труд людей осенью». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) 1-6 недели здесь 7 неделя. Тема: Труд людей осенью (6-10 октября 2014 года) Коммуникация. "Что посеешь, то и пожнёшь. ". Программное.

Проект на неделю: «Великое чудо — хлеб». Тип проекта познавательно - игровой. Сроки реализации :ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ. Цель формировать у детей представление о хлебе,каке одном из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «От зернышка до бублика»
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 20:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД