Валерия Кунах
Конспект НОД «Оберег — кукла Кувадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Задачи:
расширить представления детей о народных игрушках;
познакомить с историей возникновения обрядовых кукол;
научить изготавливать оберег своими руками;
формировать навыки аккуратности при изготовлении поделки;
воспитывать самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, интерес к созданию поделки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Материал и оборудование: коробка с разными видами ткани, заготовки из ткани по количеству детей 2 шт (20х20 см; 12 см, моток ниток, заготовки ниток длиной по 15 см по 5 шт на каждого ребенка, схемы изготовления оберега куклы Кувадки, обрядовые куклы, ноутбук, народная песня «На горе-то калина» в исполнении казачьего народного ансамбля «Криница», народная кубанская казачья колыбельная.
Предварительная работа: беседы об истории возникновения оберегов на Кубани; рассматривание народных обрядовых кукол разных видов.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание:
- Ребята, я сегодня у себя дома нашла куколку, которую делала в детстве со своей бабушкой.
- Как вы думаете, а что это за куколка?
Обратная связь на высказывание детей:
- Интересное предложение!
- Какие есть еще варианты?
В зависимости от ответов детей, педагог выстраивает свой рассказ.
- Да, такие куколки раньше служили оберегами для своих владельцев от злых духов и болезней. Но вот эта кукла Кувадка являлась детским оберегом. Изготавливали их без ножниц и иглы нечетное количество и вешали на колыбельку. После они становились детскими игрушками и хранились долгие годы. Кукол мастерили для собственного пользования или дарили близкому человеку.
- Может кто-то из вас знает, как их можно сделать, из чего?
Обратная связь на высказывание детей:
- Как здорово, что ты это знаешь!
- Интересный вариант!
- Какие есть еще предложения?
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Дети берут коробку с разными видами ткани.
- Ребята, давайте рассмотрим наши ткани.
Дети знакомятся со свойствами ткани. Экспериментально определяют, что не все ткани легко рвутся. И приходят к выводу, что джинсовая и трикотажная ткани не подходят, так как очень плотные и порвать их не удается, в отличии от хлопковой ткани.
- Как вы думаете ткань любого размера нам подойдет?
(Воспитатель заранее делает заготовки по 2 лоскута ткани и 5 нитей по 15 см на каждого человека).
Обратная связь на высказывание детей
- Хорошая идея!
- Ты уверен в своем выборе?
- Вам точно это нужно?
- Вы правильно мыслите!
- Как здорово ты подметил!
- А у нас с бабушкой была схема, по которой мы делали кукол, давайте ее рассмотрим.
- Выбирайте, что вам необходимо и готовьте свои рабочие места.
(Дети берут заготовки, подбирают необходимые материалы: лоскуты разной ткани, нити, желающие берут схемы)
Обратная связь на высказывание детей:
- Хорошая идея!
- Отлично! Нам это подойдет!
-Ребята, вы можете сделать свою куклу Кувадку или придумать какую-то другую.
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание:
-Ну что, ребята, вы подумали, как будете делать свой оберег? Всё приготовили для этого? Тогда можно приступить к работе!
Во время работы звучит музыка (народная казачья колыбельная). В процессе работы педагог рассказывает, что во время изготовления оберегов мысли должны быть радостными и добрыми, нельзя думать о плохом или желать зла, завидовать, так как кукла «слышит» желания и просьбы во время наматывания ниток. В старину обереги заговаривали, делая их сильнее. Чтобы куколка имела значение и силу, она должна быть заряжена правильными мыслями.
- Желаю вам интересной творческой работы! Если вам нужна моя помощь, сообщите об этом.
(Самостоятельная деятельность детей. По ходу выполнения задания воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь).
Воспитатель вместе с детьми изготавливает свою Кувадку. При необходимости, если возникают трудности, подсказывает, направляет детей.
Обратная связь на высказывание детей:
- У вас хорошо получается!
- Для тех, кто заканчивает, я напоминаю, что у хорошего мастера рабочее место всегда в порядке! (После выполнения работы дети рассматривают своих куколок, показывают их, высказывают своё мнение).
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание:
-Давайте посмотрим, что же у нас получилось?
Любая вещь, даже такая, как лоскут ткани, может оказаться полезной, если хорошо подумать, как её можно использовать.
Обратная связь на высказывание детей:
- Что вы сегодня нового узнали?
- А теперь я предлагаю, у кого в руках окажется моя куколка, тот делится своим мнением. Можно я буду первой.
- Теперь вы умеете изготавливать обереги, в технике мотания, и не важно, насколько умело этот оберег сделан, он всегда будет единственным и неповторимым.
- Предлагаю всем сфотографироваться и поиграть нашими куклами!
- Вы сегодня были настоящими мастерами.
- У нас самый оригинальный оберег!
-Теперь он будет оберегать нас.
- Я рада, что занятие принесло вам приятные эмоции.