Надежда Александрова
Конспект НОД «Музыка» в подготовительной группе. Тема «Русская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Русская ярмарка"
Программное содержание:
Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные навыки и знания в жизни.
Задачи:
1. Воспитательные –
• приобщение к музыкальному искусству;
• прививать любовь к народному культурному наследию;
• умение видеть характерные эстетические признаки.
2. Обучающие –
• расширять знания о русской ярмарке;
Публикация «Конспект НОД „Музыка“ в подготовительной группе, Тема „Русская ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• учить инсценировать частушки, песню, импровизировать танцевальные движения;
• учить петь выразительно, передавая темповые и динамические особенности песен в соответствии с характером и жанром произведения.
3. Развивающие –
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• поощрять проявление творчества, инициативы;
• формировать умение создавать выразительный образ.
Методы и приемы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный – демонстрация; словесный – объяснение, беседа, рассказ; репродуктивный; упражнение, как метод закрепления и совершенствования приобретенных умений.
Материалы и оборудование:
Сарафаны, чувашские платья, тухья для девочек; рубашки, фуражки для мальчиков; наглядные пособия – русская народная утварь; проецирующий аппарат, музыкальный центр, баян.
План образовательного процесса.
1. Вход – «Светит месяц» в записи оркестра народных инструментов;
2. Валеологическая распевка «Доброе утро!» (из сб. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду») - исполнение a cappella.
Программные задачи: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей с целью формирования полноценной личности ребенка. Настрой на позитив, эмоциональную приподнятость, дружеское отношение друг к другу.
3. Рассматривание картины «Ярмарка» И. Куликова.
4. Пение: усвоение песенных навыков – «На ярмарке», муз. и сл. Е. Шаламоновой.
Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.
5. Слушание: восприятие музыкальных произведений – «Танец кукол» из балета «Петрушка», муз И. Стравинского.
Программные задачи: закреплять представления о чертах песенности, танцевальности, маршевости, уметь определять музыкальный образ.
6. Игра в ансамбле на деревянных ложках – «Ах вы, сени».
Программные задачи: учить технике исполнения на ложках, играть в ансамбле, соблюдая ритм, развитие музыкальных и творческих способностей детей.
7. Пение: усвоение песенных навыков - «Ярмарочные частушки»», муз. и сл. Е. Шаламоновой.
Программные задачи: формировать навыки выразительного пения с соблюдением всех средств выразительности.
8. Музыкально-ритмические движения:
1) Упражнение: танцевальный шаг на носочках.
Программные задачи: учить легкости и ритмичности выполнения шага на носочках, держать осанку.
2) Танец Кадриль.
Программные задачи: учить работать над выразительностью движений в танцах; самостоятельно строить круг из пар.
3) Хоровод «Илемле» - песня «Илемле» в исполнении А. Уляндиной.
Программные задачи: совершенствовать выразительное выполнение хороводного шага, передавать в движениях характер танца.
4) Русская народная игра с пением «Селезень».
Программные задачи: продолжать развивать навыки инсценирования песен в процессе игры.
9. Отметка активных детей жетончиками – оценка и выявление детьми наиболее активных, старательных и артистичных участников образовательного процесса.
10. Выход - «Светит месяц» в записи оркестра народных инструментов.
Ход образовательного процесса.
ИКТ - Картина "Ярмарка". Куликов Иван
Звучит русская народная музыка. Входят дети в сарафанчиках, косоворотках, чувашских платьях.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!» (из сборника О. Н. Арсеневская «Система музыкально-здоровительной работы в детском саду»)
Муз. рук. : У меня сегодня отличное настроение, я надеюсь, что и у вас все в
порядке с настроением. А кому тяжело на душе – давайте поможем!
Подарим друг другу улыбку?
Валеологическая распевка «Доброе утро!» - исполнение a cappella.
Муз. рук: Ну, вот и стало всем весело. Молодцы!
Я специально сегодня вас попросила нарядиться в сарафанчики, косоворотки-
рубашки, в чувашские платья.
Все рассаживаются, рассматривают картину.
Муз. рук: Как вы думаете, что изображено на картине?
Ответы детей – Ярмарка.
Песня «На ярмарке», муз. и сл. Е. Шаламоновой[/i]
Муз. рук: Главные участники ярмарки?
Ответы детей: скоморохи, торговцы, покупатели из деревень, городов и сел.
Муз. рук: Я хочу предложить вам послушать музыку. А вы определите по характеру,
настроению музыки, кому же она более соответствует из участников
ярмарки.
Слушание: «Танец кукол» из балета «Петрушка» И. Стравинский.
Беседа по музыкальному произведению:
1. определение соответствия ярморочному персонажу (скоморохам, торговцам или покупателям).
2. определение характера (песенный, танцевальный, маршевый, настроения;
3. в каком исполнении прозвучала музыка;
ИКТ - Скоморохи.
Муз. рук: - Как удается торговцам так ловко и быстро продавать свой товар?
Ответы детей: Созывают покупателей выкриками.
- Чем же торгуют на ярмарке? (ответы детей)
ИКТ -Золотая хохлома.
- Посмотрите, ребята, внимательно на деревянные ложки. Может кто-то из вас и знает как называется такая роспись? (ответы детей) Появилась такая ложка давным-давно в небольшой деревушке под названием Хохлома в Нижегородской области. А узоры взяты из природы – травинка, ягодка, цветок, они-то и приобрели вот такой затейливый узор. Крестьяне всю свою посуду, ложки, чашки отвозили на продажу в разные города. И до сих пор они славятся красотой не только в нашей стране, да и в других странах.
А как здорово можно на них сыграть! (объяснение техники игры)
- Для того, чтобы сыграть слажено и красиво, что необходимо нам делать?
Ответы детей – прислушиваться к музыке и друг к другу, быть внимательным.
Ансамбль ложкарей – исполнение под русскую народную музыку «Ах вы, сени».
Муз. рук: По ярмарке гуляли и стар, и млад. Приходили на людей посмотреть и себя
показать. Здесь смех и веселье. Стоило только встретить девицам-
красавицам на своем пути добрых молодцев, начинали звучать на всю
ярмарку задорные, веселые частушки.
- Что такое частушки? (Коротенькие песенки с юмором и шуткой. Могли
высмеять лентяя, похвалить трудолюбивого.)
- Ребята, как поются частушки?
Ответы детей.
Мальчики надевают фуражки, девочки платки на плечи.
Девочки: Поторгуемся, ребята?.
Мальчики: Поторгуемся, девчата.
Частушки - исполнение. [/i]
Муз. рук: Ну как же ярмарка без танцев? Самым любимым танцем молодежи была ….?
Ответы детей: Кадриль.
- Но прежде чем начать танец, нам необходимо потренироваться в
пружинистом танцевальном шаге на носочках. (показ)
Упражнение: танцевальный шаг на носочках. [/i]
Муз. рук: Как кадриль-то заиграет – всех танцоров завлекает.
Танец "Кадриль".
Дети рассаживаются.
Муз. рук: Товар свозили на ярмарку со всех концов России - из ближайших
и дальних деревень, сел и городов. Могли оказаться здесь торговцы и из
родной нашей с вами Чувашии. Чувашия уже тогда славилась своим
ароматным хлебом, хмелем. Да и рукодельниц было предостаточно.
Показать тухью, нарядить девочек.
Чувашские девушки и парни очень любили водить хороводы.
- Как по-чувашски ХОРОВОД? (вй карти)
ИКТ - Миттов Анатолий Иванович. Хоровод.
Девочка рассказывает стихотворение о Чувашии (на чувашском языке)
Муз. рук: О чем же нам рассказала, Маша?. Чувашия, родная Чувашия, на душе
приятно - моя Родина. Без душевной доброты не прожить нам на земле.
Хоровод «Илемле»
Муз. рук: Что больше всего детям нравилось и нравится на ярмарке?
Ответы детей: Карусели, игрушки, игры.
Русская народная игра с пением «Селезень».
Муз. рук: Вот и закончилось наше с вами путешествие по истории ярмарки.
- Понравилось?
- А в наше время бывают ярмарки?
- Чего мы уже не встретим на наших ярмарках? Или же стало большой
редкостью?
(Ответы детей).
Активным вручаются смайлики. (Определяют сами дети)
Выход – русская народная музыка.