Елена Попова
Конспект НОД «Космос глазами детей»
Космос глазами детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
в средней - старшей группе общеразвивающей направленности
на тему: «Космос глазами детей»
Подготовила:
Попова Елена Евгеньевна,
Публикация «Конспект НОД „Космос глазами детей“» размещена в разделах
воспитатель 1 квалификационной категории
п. Космынино
2018
Цель: создание условий для воплощения представлений о космосе и космических объектах в лепке, посредством создания макета космоса в рамках коллективной творческой деятельности.
Задачи для средней группы:
Образовательные
• формировать представления о космосе, космических объектах (планетах, звёздах, кометах);
• закреплять умение детей использовать в лепке разные способы и приёмы, усвоенные ранее (прищипывания, вытягивания, скатывания и пр.) при лепке объектов космоса (планет, звёзд, комет);
• учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
Воспитательные:
• воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность при выполнении творческой работы.
Задачи для старшей группы:
Образовательные:
• расширять представления о космосе, космических объектах, космических летательных аппаратах;
• формировать умение создавать образ космического корабля (ракеты) в лепке конструктивным или пластическим способом, используя освоенные ранее приёмы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сглаживание;
• формировать умение выполнять последовательно все этапы работы используя схемы лепки, проявляя самостоятельность.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира, любознательность;
• развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
• формировать интерес к коллективной деятельности со сверстниками и младшими товарищами при создании общего творческого продукта;
• продолжать воспитывать усидчивость, аккуратность при работе с пластилином.
Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе непосредственно образовательной деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа:
Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
- беседы «Что такое космос?», «Первый полёт в космос»;
- отгадывание загадок;
- наблюдения на прогулке за солнцем;
- рассматривание книг и иллюстраций, альбомов о космосе, рисование, чтение энциклопедии «Я познаю мир;
- разучивание текста двигательной разминки
Просмотр презентации «Первый полёт в космос» Просмотр презентации «Солнечная система»
Просмотр видеоролика «Выдающиеся и знаменитые» (космонавты)
Работа со схемами алгоритмами в совместной с педагогом деятельности
Методы и приемы:
• Наглядный: показ, демонстрация.
• Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
• Игровой: загадки, создание игровой ситуации космического полёта.
Словарная работа: обогащение словаря словами (космос, комета, планета, космический корабль, ракета).
Материалы, оборудование: композиционная основа (макет космоса, пластилин, дощечка, салфетки, стеки на каждого ребёнка, ноутбук, мольберт, картинки с изображением космоса, схемы-алгоритмы действий.
Ход образовательной деятельности
Части НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть – вводная
Введение в тему НОД
Создание благоприятного эмоционального фона, концентрация внимания детей;
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас с вами гости! Давайте поздороваемся так, как сказано в стихотворении
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
Воспитатель: А вы знаете ребята, что когда сегодня утром, я шла на работу, то встретила почтальона, и он сказал мне, что он очень устал, потому что в праздники у него как всегда очень много работы. Всем нужно разнести поздравительные открытки…Только вот я совсем не помню, а какие же праздники у нас весной? А вы знаете?
Но у нашего почтальона есть самый любимый весенний праздник. Почтальон мне сказал, что мы обязательно догадаемся, что это за праздник, когда откроем вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нём (воспитатель открывает конверт, в нём лежат три звезды с загадками)
Ребята, да здесь звёзды, а на них загадки. Попробуете их отгадать? (воспитатель читает детям загадки)
1. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на. (ракете)
2. Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется. (Земля)
3. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт Юрий … (Гагарин)
Воспитатель:
Молодцы! Все загадки отгадали. Дети играют на ковре в группу входят взрослые педагоги
Дети здороваются.
Дети предполагают, называя знакомые праздники
Ответы детей :
Да!
Дети отгадывают загадки:
Ракета, Земля, Гагарин.
Актуализация имеющихся знаний
Расширение представлений о космосе и космических объектах, космических летательных аппаратах (старший дошкольный возраст)
Формулирование цели, предстоящей деятельности и принятие её детьми Воспитатель:
Ну что, ребята, вы теперь догадались, о каком празднике говорил наш почтальон? Мы с вами знаем, что 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Скажите мне, пожалуйста, почему?
Воспитатель:
Правильно
(воспитатель показывает картинки на доске)
Первым человеком, покорившим космос, был русский космонавт Ю. А. Гагарин
Он облетел Землю на корабле - спутнике «Восток» 12 апреля 1961 г.
Посмотрите какой он интересной формы. У него есть различные антенны, отсек для космонавта и отсеки для аппаратов и устройств.
Из корабля «Восток» Юрий Гагарин увидел, как прекрасна наша планета Земля
А рядом с нашей планетой он увидел Луну. Посмотрите и наша планета Земля и Луна одинаковой формы. А вы знаете какой?
Правильно!
Ребята, а вам бы хотелось отправиться в космос и увидеть все то, что видят космонавты?
Тогда давайте мы скажем знаменитую фразу Юрия Гагарина «Поехали!»
(включается космическая музыка, выполняется физкультминутка)
Воспитатель:
Всё готово для полета, мало времени для взлета
(дети поднимаю руки сначала в стороны, затем вперёд,
Ждут ракеты всех ребят
(соединяют пальцы над головой, изображая ракету).
Дружно дети встали в ряд
(маршируют на месте).
Наклонились вправо-влево
(дети делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон
(наклоны вперед)
Вот ракета полетела, опустел наш космодром
(прыжки на двух ногах). Ответы детей : да
Ответы детей : Мы празднуем день космонавтики 12 апреля, потому что в этот день человек первый раз полетел в космос.
Дети рассматривают картинки и слушают рассказ воспитателя.
Ответы детей : круглой формы
Дети соглашаются
Дети хором говорят: поехали!
Дети встают в круг и выполняют движения в соответствие с текстом
2 часть – основная
Формирование представлений о космосе, космических объектах (планетах, звёздах, кометах)
Закреплять умение детей использовать в лепке разные способы и приёмы, усвоенные ранее (прищипывания, вытягивания, скатывания и пр.) при лепке объектов космоса (планет, звёзд, комет); учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка (средний дошкольный возраст)
Формировать умение создавать образ космического корабля (ракеты) в лепке конструктивным или пластическим способом, используя освоенные ранее приёмы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сглаживание; формировать умение выполнять последовательно все этапы работы используя схемы лепки, проявляя самостоятельность.
3 часть – итоговая
Подведение итогов (рефлексия деятельности)
Воспитатель:
Вот мы и в космосе (демонстрируется картинки «Космос»).
Посмотрите, как много всего, видит космонавт из своего космического корабля. В космосе много разных звёзд и созвездий, космонавты видят разные планеты: большие и маленькие, мимо корабля пролетают кометы с длинными хвостами из космической пыли, пролетают спутники и разные метеориты.
(Звучит аудиозапись с наложенными звуковыми эффектами).
Внимание! Поступает сообщение из центра управления полётами. Каждый космонавт должен выполнить секретное задание! Ваши задания находятся в главном отсеке космического корабля.
Воспитатель:
Ребята, вы готовы выполнить секретное задание?
Тогда я предлагаю вам занять свои места в главном отсеке космического корабля.
Первый ряд – команда № 1 (дети средней группы)
Второй ряд – команда №2 (дети старшей группы)
Я буду командиром всех команд, посмотрите у меня есть модель космоса и все ваши задания. Давайте рассмотрим внимательнее.
Воспитатель показывает макет звёздного неба и расположенные на мольберте схемы, объясняет приёмы лепки. Для каждой возрастной группы. При лепке планет воспитатель показывает способ смешивания 2-3- цветов пластилина. Дети средней группы используют приёмы прищипывания, вытягивания, скатывания и пр. Дети старшего дошкольного возраста используют конструктивный и пластический способы лепки, разнообразные приёмы лепки.
Воспитатель:
Ну, что? Инструкции получены,
Прежде чем приступить к выполнению задания, нам нужно подготовит свои руки к работе. Готовы?
Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе)
Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, большой космический корабль. (Загибают пальчики обеих рук.)
Воспитатель:
Молодцы! Теперь можно приступать к работе.
Только помните в космосе очень тихо и только лишь доносятся тихие звуки.
(звучит космическая музыка)
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь)
Для детей, которые быстро справляются с заданием может быть предложено слепить космические объекты по желанию дополнительно.
Все созданные детьми работы помещаются на общую модель (макет) космоса.
Оформление макета «Космос» детскими работами
Воспитатель:
Как вы думаете вы выполнили задание центра управления полётами? У нас с вами получилась модель космоса? Понравились вам в космосе? Вы запомнили, что видят из своего корабля космонавты?
Воспитатель:
Ребята, я думаю, нашим космонавтам ваши работы очень бы понравились, а наша модель совсем как настоящий космос получилась.
(Звучит аудиозапись с наложенными звуковыми эффектами).
Воспитатель:
Внимание! Поступает сообщение из центра управления полётами. За точно выполненные задания команда космического корабля награждается медалями
.
Дети рассматривают изображения, делятся впечатлениями
Ответы детей : готовы
Дети рассаживаются за столы
Дети рассматривают схемы и повторяют движения в воздухе.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
Дети выполняют самостоятельно свои задания, используя предложенные схемы.
Дети обдумывают свои замыслы. Вспоминают о том, что можно смешивать пластилин разных цветов, чтобы передать особенности Земли, Марса, Венеры.
По своему желанию дети лепят планеты и кометы, спутники и ракеты.
Дети рассказывают о своих работах и раскладывают их на макете космоса.
Дети проводят оценку своей деятельности с помощью воспитателя
Ответы детей : да/нет
Дети надевают медали