Людмила Юлина
Конспект НОД «4 ноября — День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - познакомить детей с праздником – Днем народного единства.
Задачи:
1. вызвать интерес детей к историческим событиям 1612г (ополчение К. Минина и Д. Пожарского против поляков);
2. учить узнавать и называть героев России;
3. обогащать словарь детей: единство, сплоченность, земляки, ополчение; Отечество;
4. развивать любознательность детей, познавательную активность;
5. воспитывать уважение к людям, прославившим Россию;
6. воспитывать нравственно - патриотические чувства.
Публикация «Конспект НОД „4 ноября — День народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Методы:
• словесный (рассказ, вопросы к детям, художественное слово,
• наглядный (слайды,
• практический;
Ход НОД:
Звучит гимн России. Дети входят в зал, рассаживаются.
Воспитатель – Ребята, приближается праздник. 4 ноября наша страна будет отмечать День народного единства. Какие праздники вы знаете? (Выслушать ответы детей.) Каждый праздник посвящен какому-то событию, связан с историей. Сегодня я расскажу вам о том, какому событию в истории нашей страны посвящен праздник День народного единства. Как вы думаете, что обозначает слово единство? (Выслушать ответы детей). Единство – это сплоченность, это когда все вместе хотят одного и того же.
Практическая часть: раздать каждому ребенку по одной веточке березы и предложить сломать их. Обратить внимание детей на то, как они легко ломаются. Затем предложить 2-3 наиболее сильным детям сломать такие же веточки, но уже связанные все вместе. Почему ветки в этом случае сломать сложно?
Провести аналогию с людьми.
Познакомить детей с пословицей: «Один в поле не воин». В единстве заключается сила народная. И это единство не раз помогало нашей стране в ее борьбе с врагами, с теми, кто хотел завладеть нашей Россией.
Россия занимает огромную территорию. А все войны в мире происходят от того, что кто-то хочет захватить чужие земли и владеть ими как своими. И на нашу Родину, Россию, не раз нападали враги, которые хотели править русским народом, владеть нашей землей, полями, лесами. Россию хотели поработить и турки, и немцы, и французы, и шведы, и поляки и другие народы.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение».
Город, в котором мы живем, называется (Нижний Новгород).
Столицей нашей Родины является… (город Москва).
Наша страна называется (Россия).
Сегодня я расскажу вам о том, как 400 лет назад Россию захватили поляки.
Почему это произошло? Русская земля была разорена многолетней войной. И Польский король Сигизмунд 3 решил, что настал удобный момент для нанесения Русскому государству окончательного удара. Поляки решили, не упускать случая, увеличить владения Польши за счет территории России. И они начали открытую войну против России. Наши войска оказывали полякам упорное сопротивление, но в них воевали наемники (немцы и шведы, которые в решающий момент перешли на сторону поляков. Царские войска были разбиты, и путь на Москву был открыт. Поляки отпустили перешедших к ним шведов, которые ушли в Новгородскую область и заняли ее.
Поляки же обманом и хитростью заняли Москву. Как это произошло и что из этого получилось? Боярское правительство опасалось народного восстания и согласилось признать Московским царем польского королевича Владислава с условием, что править страной он будет совместно с ними. Был заключен договор. Поляков впустили в Москву. Как поляки стали вести себя в Москве? Они расхитили в Кремле драгоценности царской казны. Они грабили население столицы и издевались над ним. Не лучше было положение и в других городах. Целые области были опустошены и разорены. Русское государство распадалось на части. В Новгороде хозяйничали шведы. В Пскове объявился самозванец, который называл себя царевичем Дмитрием и тоже хотел править Россией. Но русский народ и в это тяжелое время не подчинился захватчикам и продолжал с ними борьбу.
Физкультминутка.
Слайд 1.
Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. Но в разных концах земли в это тяжелейшее для России время нашлись мужественные, смелые люди, которые собрали ополчение для спасения своей Родины, России. Что такое ополчение? (Объяснить это слово).
Земский староста из Нижнего Новгорода, Кузьма Минин, поднял народ для спасения Отечества. Он обратился к населению с горячим призывом подняться на защиту родины, не жалеть для ее освобождения ни своей жизни, ни своего имущества. «Друзья и братья! Русь святая гибнет!- говорил он - Поможем, братья, родине святой!» Из Нижнего Новгорода посылались в другие города грамоты с призывом присоединиться к борьбе за освобождение родины, присылать оружие и деньги.
Слайд 2.
По предложению Кузьмы Минина командовать народной армией был приглашен князь Дмитрий Михайлович Пожарский, уже известный по битве с поляками под Москвой, где он был ранен. Он был известен своей храбростью и честностью. Это портрет Дмитрия Михайловича Пожарского.
Слайд 3.
Почти целый год собирали силы русские люди. Руководители ополчения, Кузьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский, много сделали для организации военных сил. Ополчение составилось из многочисленных разнородных отрядов; в него входили дворяне разных городов, посадские люди, стрельцы, казаки, крестьяне.
Слайд 4.
Кроме русских, в ополчении участвовали татары, марийцы, чуваши и другие народы, населявшие Россию.
Слайд 5.
Наконец ополчение выступило на Москву. Поляки в Москве были встревожены известиями о сборе большого народного войска. Польское войско по численности не уступало ополчению Минина и Пожарского. Начались бои за Москву. Князь Д. М. Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея своей жизни, сражался под стенами Москвы как простой воин.
Слайд 6.
И вот наступил долгожданный день, когда вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил К. Минина и Д. М. Пожарского. Но лучшей наградой для них стала память народная. К. Минину и Д. М. Пожарскому был поставлен в Москве, на Красной площади, памятник.
Ребята, какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и Д. М. Пожарского? (высказывания детей). Да, это были мужественные, сильные, стойкие, храбрые и смелые люди.
Познакомить детей с пословицей «Смелость города берет».
Праздник - День народного единства установлен в память о победе ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского над поляками.