Приложение МААМ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку «Колдовство Емы» для детей подготовительной группы

Мария Титова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку «Колдовство Емы» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия:

Упражнение в практическом владении коми языком в созданной ситуации.

Задачи:

1. Закреплять умение вести диалог «знакомство», задавать вопросы персонажу.

2. Ввести в активный словарь детей новые слова : гырнич, гудок, туис, укват. Развивать умение выражать просьбу: лэдз, пожалуйста.

3. Активизировать в речи детей прилагательные : юмов, курыд, шондiа, кымора, гогрос, кузьмос, кодзыд, шоныд; существительные по темам: «овощи», «ягоды».

4. Закреплять умение составлять загадки об овощах, небольшой описательный рассказ о ягодах.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку „Колдовство Емы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

5. Упражнять в произношении звука «тш».

6. Развивать умение классифицировать, обобщать. Развивать логическое мышление, фантазию, воображение.

7. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь в трудной ситуации.

Материал:

Книга «Стражники Емы» (с нарисованными картинками, схема «Придумай загадку», игрушка «Колобок», дидактическая игра «Что лишнее», краски, кисти, листы с нанесенным свечой рисунком, схема для составления рассказа о ягодах, запись «Голос».

Дети заходят, здороваются.

-Видза оланыд! Пуксьо, пожалуйста.

(появляется Колобок) Бур асыв! Бур асыв, ковдум!

Ковдум: Вайо тодмасям. (Колобок задает вопросы детям, дети - Колобку)

Кыдзи тэно шуоны? Тэ нывка или зонка? Кымын тэныд арос?

Воспитатель: Что-то ты, Колобок, невесел, глаза у тебя грустные.

Колобок: Баба Ема моих друзей, лесных зверей заколдовала, а помочь им могут волшебные цветы, которые прячет Ема в шкатулке; никак не могу отыскать эти цветы.

Воспитатель: Может, мы можем чем-то тебе помочь? Как думаете, ребята?

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель: Слышала я, что шкатулку с цветами охраняют верные помощники Емы, стражники. Чтобы эти стражники пропустили нас, надо будет запомнить новые слова, вспомнить много коми слов, сочинять и рассказывать по коми.

Как вы думаете, мы справимся?

Воспитатель: Постараются ребята помочь тебе, милый колобок.

А вот и помощники Емы, стражники.

(картинки оформлены в виде большой книги)

-Что это, ребята? А как по коми называется?

-Тайо гудок. Мый тайо?

-А это что такое? (ухват)

коми нет звука «х», может, кто-то сам догадается, как ухват называют в коми?

-Укват. Тайо укват. Мый тайо?

-А это что? (глиняный горшок)

-А по коми гырнич. Тайо гырнич. Мый тайо?

-А это что? (корзина) Комион - крзина. Мый тайо?

-Что это? (тарелка). А комион? (тасьтi)

-Мый тайо? Тайо тасьтi.

-Висьталам: тайо гудк, тайо гырнич …

-Запомнили стражников?

-А еще нам надо попросить, чтобы нас пропустили. Как вы попросите?

-Правильно; но надо попросить по коми.

Комион : лэдз пожалуйста. Гудок, гудок, лэдз пожалуйста.

Туис, туис, лэдз пожалуйста.

-А вот и первый стражник.

Попросим пропустить: гудк, гудок, лэдз пожалуйста.

Голос (запись) : Ог лэдз, менам секрет.

Воспитатель: Кутшом секрет?

Голос: Висьтало тшак йылысь.

Воспитатель: Висьталам? (скороговорку говорят медленно, быстро)

Татшом ворад тшакыд эм, татшом ворад тшакыд тшем.

Воспитатель: Возйысям? Гудок, гудок, лэдз пожалуйста.

Голос: Но, лэдза, лэдза.

Воспитатель: Справились с заданием, пропускает нас стражник.

-А тайо мый? Туис.

Возйысям: туис, туис, лэдз пожалуйста.

Голос: Ог лэдз, менам секрет.

Воспитатель: Кутшом секрет?

Голос: Висьтало, мый дзебсис гогыляс да серпасало.

Скажите, что спряталось в кружочке и нарисуйте.

( дети рисуют и называют: шондi, дзоридз, ош, акань,)

-Бур, уна кывъяс висьталiныд.

Возйысям: туис, туис, лэдз пжалуйста.

Голос: Но, лэдза, лэдза.

-Молодцы, еще одного стражника прошли.

-Шойчам. (физпауза мойд «Ковдум. Колобок»)

-А тай мый? Тайо гырнич.

Возйысям: гырнич, гырнич, лэдз пожалуйста.

Голос: Ог лэдз, менам секрет.

Воспитатель: Кутшом секрет?

Голос: Висьтало нодкыв град выв пуктас йылысь.

Сочините загадки про овощи.

-Тайо градвыв пуктас. Гогрос, кольквиж, юмов, чоскыд. Мый тайо?

-Тайо градвыв пуктас. Кузьмос, турунвиж, чоскыд. Мый тайо?

-Как вы думаете, мы справились с заданием?

Возйысям: гырнич, гырнич, лэдз пожалуйста.

-А тайо мый? Корзина.

Возйысям: корзина, корзина, лэдз пожалуйста.

Голос: Ог лэдз, менам секрет.

Воспитатель: Кутшом секрет?

Голос: Висьтало вотос йылысь.

Воспитатель: Висьтасям?

-Пув быдмо ворын. Тусьыс гогрос, горд, шома.

-Чод быдмо ворын. Тусьыс гогрос, ичот, лоз, чоскыд.

-Как думаете, пропустит нас стражник?

Возйысям: корзина, корзина, лэдз пожалуйста.

Голос: Но, лэдза, лэдза.

-А тайо мый? Тайо тасьтi!

-Возйысям: тасьтi, тасьтi, лэдз пожалуйста.

Голос: Ог лэдз, менам секрет.

Воспитатель: Кутшом секрет?

Голос: Висьтало, мый оз лосяв. Скажите, какое слово не подходит.

Кыдз пу, коз, пелысь, тшак.

Коз, понтильгун, пелысь, пожом.

Чод, пув, коз, сэтор.

Воспитатель: Все разгадали. Попросим пропустить.

Тасьтi, тасьтi, лэдз пожалуйста.

Голос: Но, лэдза, лэдза.

Воспитатель: Еще одного стражника прошли.

-А тайо мый? Укват.

Взйысям: укват, укват, лэдз пожалуйста.

Голос: Ог лэдз, менам секрет.

Воспитатель: Кутшом секрет?

Голос: Висьтало модаро. (Скажи наоборот)

Воспитатель: Висьталам?

Кымора- шондiа. Юмов- курыд. Еджыд- сьод. Кузьмос- гогрос. Ыджыд- ичот.

Воспитатель: Молодечъяс!

Взйысям: укват, укват, лэдз пожалуйста.

Голос: Но, лэдза, лэдза.

Воспитатель: Всех стражников прошли. Колобок, правда, молодцы ребята?

Колобок: А шкатулку-то не нашли.

Воспитатель: точно, но не беда, я один секрет знаю. Надо всем закрыть глаза.

Воспитатель: Да вот же шкатулка. Здесь, наверное, цветы. Да где же они? Опять Ема колдует. Но ничего, у нас есть волшебные краски и волшебные кисточки, они нам помогут. Попробуйте закрасить лист какой-нибудь краской.

(рисунок нанесен свечкой, дети закрашивают, на листе появляются цветы)

Колобок: Наконец-то нашли цветы волшебные. Спасибо, ребята. Вы смелые, не побоялись стражников Емы.

Воспитатель: А как вы смогли пройти стражников? Что делали? Какие новые слова надо было запомнить? Какие задания было трудно выполнить?

-Вы справились, молодцы. Нашли волшебные цветы, теперь можно расколдовать, выручить лесных зверей.

- Ребята, давайте пригласим лесных зверей к нам в гости в детский сад.

(отправляют с колобком приглашение лесным зверям)

-Милый Колобок, беги к своим друзьям, волшебные цветы им помогут.

Колобок благодарит ребят, отправляется выручать зверей.

Публикации по теме:

Анкета для детей «Наш Коми край» Анкета для детей. (для детей старшей группы) «Наш коми край» 1. В какой республике мы живём? 2. Столица Республики Коми? 3. Как называется.

Коми уголокКоми уголок В нашем саду прошёл конкурс на лучший Коми уголок. В се воспитатели очень творчески подошли к работе. В нашей группе мы тоже постарались.

Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку «Колдовство Емы» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 19:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку «Колдовство Емы» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Мария Титова (УИ 306633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД