Мария Титова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку «Колдовство Емы» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Упражнение в практическом владении коми языком в созданной ситуации.
Задачи:
1. Закреплять умение вести диалог «знакомство», задавать вопросы персонажу.
2. Ввести в активный словарь детей новые слова : гырнич, гудок, туис, укват. Развивать умение выражать просьбу: лэдз, пожалуйста.
3. Активизировать в речи детей прилагательные : юмов, курыд, шондiа, кымора, гогрос, кузьмос, кодзыд, шоныд; существительные по темам: «овощи», «ягоды».
4. Закреплять умение составлять загадки об овощах, небольшой описательный рассказ о ягодах.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по коми языку „Колдовство Емы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
5. Упражнять в произношении звука «тш».
6. Развивать умение классифицировать, обобщать. Развивать логическое мышление, фантазию, воображение.
7. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь в трудной ситуации.
Материал:
Книга «Стражники Емы» (с нарисованными картинками, схема «Придумай загадку», игрушка «Колобок», дидактическая игра «Что лишнее», краски, кисти, листы с нанесенным свечой рисунком, схема для составления рассказа о ягодах, запись «Голос».
Дети заходят, здороваются.
-Видза оланыд! Пуксьо, пожалуйста.
(появляется Колобок) Бур асыв! Бур асыв, ковдум!
Ковдум: Вайо тодмасям. (Колобок задает вопросы детям, дети - Колобку)
Кыдзи тэно шуоны? Тэ нывка или зонка? Кымын тэныд арос?
Воспитатель: Что-то ты, Колобок, невесел, глаза у тебя грустные.
Колобок: Баба Ема моих друзей, лесных зверей заколдовала, а помочь им могут волшебные цветы, которые прячет Ема в шкатулке; никак не могу отыскать эти цветы.
Воспитатель: Может, мы можем чем-то тебе помочь? Как думаете, ребята?
(Дети высказывают свое мнение)
Воспитатель: Слышала я, что шкатулку с цветами охраняют верные помощники Емы, стражники. Чтобы эти стражники пропустили нас, надо будет запомнить новые слова, вспомнить много коми слов, сочинять и рассказывать по коми.
Как вы думаете, мы справимся?
Воспитатель: Постараются ребята помочь тебе, милый колобок.
А вот и помощники Емы, стражники.
(картинки оформлены в виде большой книги)
-Что это, ребята? А как по коми называется?
-Тайо гудок. Мый тайо?
-А это что такое? (ухват)
-В коми нет звука «х», может, кто-то сам догадается, как ухват называют в коми?
-Укват. Тайо укват. Мый тайо?
-А это что? (глиняный горшок)
-А по коми гырнич. Тайо гырнич. Мый тайо?
-А это что? (корзина) Комион - крзина. Мый тайо?
-Что это? (тарелка). А комион? (тасьтi)
-Мый тайо? Тайо тасьтi.
-Висьталам: тайо гудк, тайо гырнич …
-Запомнили стражников?
-А еще нам надо попросить, чтобы нас пропустили. Как вы попросите?
-Правильно; но надо попросить по коми.
Комион : лэдз пожалуйста. Гудок, гудок, лэдз пожалуйста.
Туис, туис, лэдз пожалуйста.
-А вот и первый стражник.
Попросим пропустить: гудк, гудок, лэдз пожалуйста.
Голос (запись) : Ог лэдз, менам секрет.
Воспитатель: Кутшом секрет?
Голос: Висьтало тшак йылысь.
Воспитатель: Висьталам? (скороговорку говорят медленно, быстро)
Татшом ворад тшакыд эм, татшом ворад тшакыд тшем.
Воспитатель: Возйысям? Гудок, гудок, лэдз пожалуйста.
Голос: Но, лэдза, лэдза.
Воспитатель: Справились с заданием, пропускает нас стражник.
-А тайо мый? Туис.
Возйысям: туис, туис, лэдз пожалуйста.
Голос: Ог лэдз, менам секрет.
Воспитатель: Кутшом секрет?
Голос: Висьтало, мый дзебсис гогыляс да серпасало.
Скажите, что спряталось в кружочке и нарисуйте.
( дети рисуют и называют: шондi, дзоридз, ош, акань,)
-Бур, уна кывъяс висьталiныд.
Возйысям: туис, туис, лэдз пжалуйста.
Голос: Но, лэдза, лэдза.
-Молодцы, еще одного стражника прошли.
-Шойчам. (физпауза мойд «Ковдум. Колобок»)
-А тай мый? Тайо гырнич.
Возйысям: гырнич, гырнич, лэдз пожалуйста.
Голос: Ог лэдз, менам секрет.
Воспитатель: Кутшом секрет?
Голос: Висьтало нодкыв град выв пуктас йылысь.
Сочините загадки про овощи.
-Тайо градвыв пуктас. Гогрос, кольквиж, юмов, чоскыд. Мый тайо?
-Тайо градвыв пуктас. Кузьмос, турунвиж, чоскыд. Мый тайо?
-Как вы думаете, мы справились с заданием?
Возйысям: гырнич, гырнич, лэдз пожалуйста.
-А тайо мый? Корзина.
Возйысям: корзина, корзина, лэдз пожалуйста.
Голос: Ог лэдз, менам секрет.
Воспитатель: Кутшом секрет?
Голос: Висьтало вотос йылысь.
Воспитатель: Висьтасям?
-Пув быдмо ворын. Тусьыс гогрос, горд, шома.
-Чод быдмо ворын. Тусьыс гогрос, ичот, лоз, чоскыд.
-Как думаете, пропустит нас стражник?
Возйысям: корзина, корзина, лэдз пожалуйста.
Голос: Но, лэдза, лэдза.
-А тайо мый? Тайо тасьтi!
-Возйысям: тасьтi, тасьтi, лэдз пожалуйста.
Голос: Ог лэдз, менам секрет.
Воспитатель: Кутшом секрет?
Голос: Висьтало, мый оз лосяв. Скажите, какое слово не подходит.
Кыдз пу, коз, пелысь, тшак.
Коз, понтильгун, пелысь, пожом.
Чод, пув, коз, сэтор.
Воспитатель: Все разгадали. Попросим пропустить.
Тасьтi, тасьтi, лэдз пожалуйста.
Голос: Но, лэдза, лэдза.
Воспитатель: Еще одного стражника прошли.
-А тайо мый? Укват.
Взйысям: укват, укват, лэдз пожалуйста.
Голос: Ог лэдз, менам секрет.
Воспитатель: Кутшом секрет?
Голос: Висьтало модаро. (Скажи наоборот)
Воспитатель: Висьталам?
Кымора- шондiа. Юмов- курыд. Еджыд- сьод. Кузьмос- гогрос. Ыджыд- ичот.
Воспитатель: Молодечъяс!
Взйысям: укват, укват, лэдз пожалуйста.
Голос: Но, лэдза, лэдза.
Воспитатель: Всех стражников прошли. Колобок, правда, молодцы ребята?
Колобок: А шкатулку-то не нашли.
Воспитатель: точно, но не беда, я один секрет знаю. Надо всем закрыть глаза.
Воспитатель: Да вот же шкатулка. Здесь, наверное, цветы. Да где же они? Опять Ема колдует. Но ничего, у нас есть волшебные краски и волшебные кисточки, они нам помогут. Попробуйте закрасить лист какой-нибудь краской.
(рисунок нанесен свечкой, дети закрашивают, на листе появляются цветы)
Колобок: Наконец-то нашли цветы волшебные. Спасибо, ребята. Вы смелые, не побоялись стражников Емы.
Воспитатель: А как вы смогли пройти стражников? Что делали? Какие новые слова надо было запомнить? Какие задания было трудно выполнить?
-Вы справились, молодцы. Нашли волшебные цветы, теперь можно расколдовать, выручить лесных зверей.
- Ребята, давайте пригласим лесных зверей к нам в гости в детский сад.
(отправляют с колобком приглашение лесным зверям)
-Милый Колобок, беги к своим друзьям, волшебные цветы им помогут.
Колобок благодарит ребят, отправляется выручать зверей.