Дина Бельтюкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательной области : «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание» (конструирование, «Социализация».
Цель: знакомство детей с историей создания куклы.
Задачи:
1. Образовательные : развивать у детей исследовательские способности и умение детей задавать вопросы;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности, „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
2. Развивающие: способствовать развитию умения свободного участия в диалоге, как с воспитателем, так и друг с другом, совершенствовать творческие способности детей в конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику рук; способствовать предупреждению утомления, восстановлению умственной работоспособности;
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека; воспитывать умение работать в паре, уважительно относиться друг к другу.
Материал или оборудование: «современная» кукла, кукла из глины, кукла из соломы, кукла из пластмассы, кукла тряпичная, кукла-палочка, кукла Маша, 2 коробочка, записка, 4 карточки со схемами, схема на магнитной доске, лоскутки ткани.
Предварительная работа: знакомство с различными материалами (деревянная палочка, глина, солома, пластмасса, резина, ткань, их свойствами; проигрывание игры ««Да» - «Нет»»; заучивание физкультурной минутки; рисование на тему: «Моя любимая кукла»
Ход деятельности:
Воспитатель:(вводит детей в группу) : Ребята к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вы все такие нарядные, красивые, у вас сегодня хорошее настроение?
Дети: Да!
Воспитатель: дети, посмотрите, какая необычная коробка. Хотите узнать, что в ней?
Дети: Да!
Воспитатель: на коробке есть подсказка, мы сможем открыть ее, только отгадав загадку. Будем отгадывать?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, только слушаем внимательно.
Загадка: Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: Кукла!
Воспитатель: Правильно! А почему вы решили, что это кукла?
(ответы детей)
Воспитатель: Это кукла. (Открывает коробку, в коробке красивая кукла и письмо).
Мотивационно - ориентировочный этап
Письмо:
Появилась на свет я давно,
Назначение у меня одно:
Детям радость приносить,
Красоту всегда дарить.
Меня зовут Мила. Ребята, помогите мне узнать о моих предках. Мне необходимо узнать какой я была давным-давно…
Воспитатель: Ну что поможем нашей гостье?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая кукла Мила. У нее большой бант, нарядное платье. Как вы считаете, куклы всегда были такими, как Мила?
Дети: Нет!
Воспитатель: А мы сейчас это проверим. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А для этого, я приглашаю вас пройти в наш музей кукол. Согласны?
Дети и воспитатель проходят в музей.
Поисковый этап
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько в музее разных кукол. Это кукла-палочка, это кукла- стригушка, это кукла- глинянка, это тряпичная, ну а это всем известная кукла – Маша. (дети помогают воспитателю)
В разные времена дети играли с куклами. Только куклы были сделаны из различных материалов. Я предлагаю вам, разделиться на два человека, взять любую куклу и рассказать о ней вот по этой схеме:
Название куклы – размер куклы – из каких частей состоит – какая она наощуп – из какого материала сделана – в какие игры с ней можно играть. (Приложение 1)
Приложение 1
(дети исследуют кукол по предложенным схемам).
После исследования дети, кукла Мила садятся на стульчики и каждая группа рассказывает о кукле, которую она исследовала.
Воспитатель: Но такими красивыми куклы были не всегда. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне, а маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребенку, как можно забавляться, кормить, качать, укладывать спать. Вот так и появилась первая кукла палочка- деревянная.
Дети: Эта кукла сделана из дерева. У нее есть лицо, туловище, ноги, рук -нет. Эта кукла прочная, она не сломается. Играть ею не очень удобно потому, что она твердая. Она не яркая. С деревянной куклой можно играть в дочки- матери. С деревянной куклой можно играть в воде, она не утонет.
Воспитатель: Верно! Интересно бы вам было играть с такой куклой? Почему?
Дети: нет! (ответы детей)
Воспитатель: И поэтому взрослые придумали вот такую куклу- соломенную.
Дети: Эта кукла соломенная. Она не прочная, ее неудобно одевать и раздевать. Куколка сделана из соломы. С ней можно играть, а можно еще положить рядом с подушкой, но если ее прижать к себе- соломинки будут ломается.
Воспитатель: Верно! Интересно бы вам было играть с такой куклой? Почему?
Дети: нет! (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! После появилась кукла из глины. Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой и заботой. А чтобы эти куклы привлекали малыша, взрослые научились раскрашивать ее. Так и появились наши красивые куклы, о которых нам сейчас расскажет следующая группа…
Дети: Эта кукла сделана из глины. Она не прочная, если ее уронить, кукла сломается. У нее тоже есть голова, руки, туловище. На глиняную куколку не одеть одежду потому, что руки и ноги у нее не двигаются.
Воспитатель: Верно! А если случайно уронить глинянку?
Дети: Она разобьется!
Воспитатель: После взрослый придумал куклу тряпичную. Расскажите нам о ней.
Дети: Эта кукла тряпичная, сшита из тряпок. Ее можно одевать и раздевать. Кукла легкая, ручки и ножки двигаются. Она не может ходить. Такую куклу можно постирать и прижимать к себе, когда спишь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И осталась у нас еще одна кукла- Это современная – Маша. Давайте вместе посмотрим и скажем какая она.
Дети: Маша сделана из пластмассы. Ее можно одевать и раздевать, у нее двигаются руки и ноги. У нее современная одежда. На Маша можно шить свою одежду. С ней можно играть в дочки-матери, ателье, парикмахерская, магазин.
Воспитатель: ну вот мы узнали, какой была наша гостья в далекие-далекие времена…. И как она становилась такой красивой и практичной. А теперь, ребята, я предлагаю вам отдохнуть и немножко поиграть. Согласны?
Дети: Да!
Динамическая пауза
Куклу нежно я качаю,
А она кричит «УА».
Руки, ноги поднимает,
Спать не будет до утра,
Кашу я сворю ей лучше
И в тарелку положу,
Вся испачкалась, грязнуля,
Дай, я кашу остужу,
Дочку я свою умыла:
Руки, шею и лицо.
Кашу всю водою смыла,
Наигралась с куклой. Все!
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Практический этап
Воспитатель: А теперь подойдите пожалуйста к доске. Мила хочет поблагодарить вас, поиграв с вами в игру. Посмотрите, у меня на столе лежит коробочка. В коробочке находится кукла, одна из которой мы сегодня говорили. Можно задавать вопросы, вот по этой схеме, но в вопросе не должно звучат названия куклы. На ваши вопросы я могу отвечать только «да» или «нет». Договорились?
Дети: Да!
Воспитатель: «да»- «нет» поиграем и куклу отгадаем!
Игра:
Воспитатель: Начинаем задавать вопросы с верхней части куклы. Значит с чего?
Дети: С головы!
Первая кукла- глиняная
У нее есть голова? (да)
У нее есть глаза? (да)
У нее есть ноги (нет)
У нее есть руки (да)
Она может шевелить руками (нет)
Она сделана из соломы (нет)
Она сделана из глины? (да)
Воспитатель: Какие же вы, ребята, молодцы! Аа, посмотрите, что тут лежит у меня на столе?
Дети: Кусочки ткани.
Воспитатель: Верно! Как вы думаете, из этого материала можно сделать куклу?
Дети: да!
Воспитатель: А какую? Соломенную?
Дети: Нет, тряпичную.
Воспитатель: А хотите мы сделаем вот такую куклу (показывает уже готовую тряпичную куклу)
Дети: Да, хотим!
(дети подходят к приготовленным для них материалам, воспитатель объясняет)
Воспитатель: Нужно взять ткань, положить ее изнаночной стороной вверх и скатать много раз. Затем свернуть пополам. Вот что у меня получилось (показывает, дети пока только смотрят). Теперь я отделю голову от туловища с помощью тесьмы. Моя кукла готова. Прежде, чем начать работу, давайте с вами поиграем пальчиками. Согласны?
Дети: Да!
Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы» :
Куклам платье дружно шили,
Кукол очень мы любили,
Долго нитки подевали,
Узелок потом вязали,
Отрезали лоскуток,
Прошивали вдоль стежок.
Кукол поскорее позвали,
Нарядили. Не узнали!
Воспитатель: Вот теперь наши пальчики готовы к работе! Мы можем начать изготавливать куклы.
(дети делают кукол)
Воспитатель: Покажите своих кукол. Все куклы получились разные, каждая по- своему хороша и, я думаю, дорога вам. Дорога?
Дети: да!
Воспитатель: Видите, как много может сделать человек своими руками.
Ребята, давайте вспомним о каких куклах мы сегодня говорили?
Дети: Кукле-палочке, глиняной, соломенной, пластмассовой.
Воспитатель: Верно! Вы заметили, как видоизменилась кукла?
Дети: Да!
Воспитатель: как?
Дети: она стала более красивой, ее можно купать, переодевать…
Воспитатель: Да действительно. Если мы будем бережно обращаться с куклами, то они будут радовать нас еще очень-очень долго. А нашей гостье кукле Миле, пора возвращаться домой к своей хозяйке, она по ней, наверное, очень скучает.
Дети: Пока, Мила!
6. Рефлексивно-оценочный этап
Что вы сегодня узнали нового?
Какая кукла вам больше всего понравилась?
Чем она вам понравилась?
Что показалось вам сегодня трудным?
Что для вас было особенно интересным?
Как нужно обращаться с куклой? Почему?