Надежда Ланец
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству
Цели: уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; учить создавать индивидуальные и групповые композиции, выразительные образы; формировать умение лепить так, как лепят народные умельцы; воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству» размещена в разделах
Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах, о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы. Разучивание стихотворения о дымковской игрушке. Знакомство со свойствами глины на НОД по ознакомлению с окружающим. Дымковские узоры - декоративное рисование.
Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации «Народная игрушка», дымковские, каргопольские игрушки, глина, дощечка – подложка, стеки, салфетка, образец изделия, схема с показом способа лепки.
Ход НОД.
Звучит музыка «Ой мороз, мороз» Дети входят в группу.
Воспитатель: У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
1 ребё нок:
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок
Словно в дымке всё кругом-
Голубые дали
И село родное люди «Дымково» назвали.
2 ребё нок:
Там любили песни петь, пляски
В том селе рождались сказки
Вечера зимою длинны
А лепили там из глины…
3 ребё нок:
Все игрушки – непростые
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски.
Воспитатель:
Простой, казалось бы узор
А отвести не в силах взор
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведём сейчас рассказ.
- Что же это за игрушки- дымковские?
Различить их достаточно легко (на столе расставлены игрушки). Каргопольская имеет неяркую окраску, роспись розовыми, сиренево-синими, жёлтыми и зелёными тонами. Наиболее узнаваемая дымковская игрушка. Она имеет следующие характерные цвета: жёлтый, синий, красный, зелёный, чёрный. А украшена дымковская игрушка геометрическим узором: клетками, кругами, полосками.
Я приглашаю вас в музей народной игрушки. Здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
(дети рассматривают и называют знакомые игрушки).
Воспитатель. А сейчас, чтобы проверить ваши знания, мы поиграем.
Д/и «Выбери дымковскую игрушку» (из предложенных изображений – каргопольской, дымковской игрушек - выбрать последнюю и обосновать свой выбор)
Воспитатель. Молодцы! С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Чтобы в неё войти, надо ответить на вопросы:
-Из чего делают дымковские игрушки?
-Какие ещё нужны материалы?
-Какие нужны инструменты для работы?
(мастерская открывается, дети входят, одевают фартуки, садятся на свои места).
Воспитатель. Ну что ж, давайте выпилим одну из игрушек. Какую? Отгадайте.
Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это? Ну конечно это конь.
Показ приёмов работы.
Воспитатель. (объяснение, показ)
Игрушку мы будем лепить так, как это делают мастера. С чего мы начнём? (ответы детей).
Сначала мы скатаем толстый валик (цилиндр, один конец валика надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние (См. схему).
А теперь я покажу, как это же буду делать из глины (показ на глине).
Дети, а теперь давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно вылепить отдельно детали: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост, уши и гриву, а при помощи стеки выделить глаза и нос.
Свою лошадку я поставлю на поднос, она будет дожидаться ваших работ.
Перед тем, как приступить к работе, я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Громко цокают копытца. Шаги на месте.
По мосту лошадка мчится. Скакать как
лошадки.
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку Бег на месте с
подскоками.
Жеребёнок и мальчишка.
Цок - копытце жеребёнка. Топнуть правой
ногой.
Цок - каблук о доски звонко. Топнуть левой
ногой.
Понеслись, лишь пыль клубится. «моталочка»
руками.
Всем пришлось посторониться. Пятиться на
каблуках назад.
Самостоятельное творчество
(по ходу занятия воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами)
Итог занятия
Все вылепленные поделки объединяют в композицию. Воспитатель сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу - будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.
Дети приводят в порядок рабочие места.