Инга Полякова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Изготовление куколки-стригушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Наступило лето, и большую часть мы проводим с детьми на улице. Нередко возникает вопрос: "Чем вас увлечь? Чем заинтересовать?" И тут на помощь приходит природный материал, то что находится рядом с нами: травинки, палочки, камешки, листья деревьев и пр., с чем можно поиграть,заняться. Совершить "чудо" и превратить обыкновенную травинку в змейку, а шляпку одуванчика - в куколку с косой,камешки можно раскрасить и сделать разноцветных божьих коровок и жучков.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Изготовление куколки-стригушка“» размещена в разделах
Вначале все это надо собрать и рассмотреть, что из этого можно сделать, пофантазировать. Часто на помощь приходят родители, которые тоже вместе с детьми собирают природный материал для поделок в группу.
Я предлагаю вашему вниманию конспект по изготовлению куколки-стригушка из соломы.
Цель: Знакомство с русской народной игрушкой-самоделкой.
Интеграция областей: Познание, Социализация, Коммуникация, Труд, Художественное Творчество, Безопасность
Задачи:
Область «Познание» - Продолжать приобщать детей к традициям русской народной культуры. Познакомить с процессом изготовления куклы-стригушка. Продолжать учить обследовательским действиям для определения свойств и качества соломы.
Область «Социализация»- Расширять представления детей о жизни крестьянских детей, их игрушках.
Область «Коммуникация» - Объяснить значение и активизировать в речи детей слов: игрушка-самоделка, подручный материал, солома, стригушка. Продолжать учить разгадывать загадки, развивать речь-доказательство, связную речь, делать предположения. Составлять небольшие описательные рассказы, опираясь на собственный опыт.
Область «Труд» : Вызвать желание самостоятельно изготовить игрушку-самоделку, помогать друг другу в процессе работы. Быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления игрушки.
Область «Художественное творчество» - вызвать желание нарядить свою куколку, сделать ее непохожей на остальные, развивать творческое воображение
Область «Безопасность» - правила обращения с ножницами и передачи их друг другу
Предварительная работа: беседы с детьми о истории возникновения куклы, рассматривание иллюстраций «Такие разные куклы», игры с куклами.
Материал: соломенная кукла-стригушка, пучок соломы на каждого ребенка, нитки, лоскутки ткани, ножницы, клеенка.
Ход НОД:
Давайте поговорим о ваших игрушках. Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?
Давным-давно, когда нас еще не было на свете, у детей не было такого многообразия игрушек. Во что могли играть дети, как вы думаете? (камешки, палочки, шишки, травинки, песок) А как дети могли играть в эти предметы, подумайте.
Правильно, дети придумывали себе игрушки из того, что находили рядом с собой, в природе. Все, что вы назвали, - дерево, шишки, камешки, тряпки – для крестьян материал привычный, всегда под рукой. И называется поэтому подручный. То, что всегда под рукой, рядом. Вот из него и делали забавы для детей. Камешки всегда можно покидать в цель, или бросить кто дальше. Из шишек и желудей делали забавные поделки, как мы с вами на занятиях по творчеству и играли с ними, из песка можно делать различные дома и замки, печь куличи и пирожные. Но оказывается это еще не все…
Отгадайте загадку, и вы узнает, о чем будет наше занятие
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (кукла)
- Как вы догадались что это кукла? Как можно играть с куклой? Расскажите, чем нравится вам ваша кукла, какая она, что умеет делать?
Сегодня мы с вами поговорим не просто о кукле, а о соломенной куколке-стригушка.
Вот она (показываю) :
Как вы думаете, из чего она сделана? (предположения детей)
- А кто знает, что же такое солома? (ответы детей.)
Солома – это стебли хлебных растений пшеницы, ржи. Из зерен мололи муку, стебли оставались и их тоже использовали. Солому использовали для подстилки скоту, изготовления игрушек для детей, матрасов для лавок.
Давайте рассмотрим солому. На что она похожа? Потрогайте, какая она? Погладьте ее, попробуйте сломать, какие у нее края? (Ответы детей… Светлая, длинная, гладкая, ломкая, по краям колючая, непрочная).
Поскольку солома достаточно ломкая, непрочная работать с ней надо аккуратно. Сейчас я вам расскажу и покажу, как изготовляли стригушка?
Куколка сделана из небольшого пучка соломы. (Показ с рассказом)
Поскольку солома – материал достаточно ломкий, пополам ее не перегибали, а просто связывали снопом, пучком. Затем перетягивали ниткой в двух местах так, чтобы обозначились «шея» и «пояс» (вот так, между которыми можно вставить «руки» - толстую соломинку. Щепку. (Вот эту палочку я и вставлю). Вот куколка и готова. Для придания ей большей устойчивости, ее по нижнему краю подравнивали – стригли ножницами (отчего кукла и получила свое название). (показываю)
Наряжали стригушка просто – фартучек, платочек изготавливали из лоскутка ткани и приматывали ниткой. Сколько радости было от такой куколки!
Соломенная куколка – игрушка с сюрпризом. Если стригушка слегка потрясти на подносе или, поставив на стол, постучать кулаком, по его поверхности, фигурка начнет двигаться, поворачиваться, как бы танцевать (показать детям)
Давайте и мы с вами изготовим такую куколку и устроим веселый хоровод. Для того чтобы игрушка получилась аккуратной, вам надо помогать друг другу, придерживать пучок соломы, перевязывая его ниткой. Юбочку для куколки можно сделать из понравившегося лоскутка ткани.
По ходу занятия оказание помощи детям.
- Что понравилось вам сегодня на занятии? О чем вы расскажете дома родителям? Что было сложно? (ответы детей)
- Куколку делать не просто, но если рядом друг, товарищ, то с любой поделкой мы справимся!
В конце занятия дети составляют нарядный хоровод из куколок. Чем тебе понравилась эта кукла? Выбирают наиболее понравившуюся, аккуратно сделанную.