НИНА ФИЛИОГЛОВА
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе «Кто где живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе
Тема: «Кто где живёт?»
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Филиоглова Н. И.
Цель:
Формирование целостной картины мира, через умение делать простейшие выводы, самостоятельно управлять процессом усвоения знаний о животном мире.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в средней группе „Кто где живет?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. Развивать умения устанавливать сходства и различия, умение сравнивать диких и домашних животных, сопоставляя отдельные факты.
2. Развивать умственные способности через умение анализировать, классифицировать, делать простейшие выводы в процессе решения проблемных ситуаций.
3. Развивать творческие способности, через игры ТРИЗ.
4. Воспитывать экологическое сознание, прививать любовь к животным, желание заботиться о них, беречь и относиться гуманно ко всему живому.
Предварительная работа:
1. Дидактическая игра «Похожи - не похожи»- развитие умений сравнивать диких и домашних животных. Литература: Дидактические игры в детском саду Автор: Бондаренко А. К. Издательство: Просвещение Год: 1991 стр. 39
2. Дидактическая игра «Охотник и пастух»- упражнять в группировке диких зверей и домашних животных. Литература: Дидактические игры в детском саду Автор: Бондаренко А. К. Издательство: Просвещение Год: 1991 стр. 74
3. Дидактическая игра «Кто, чем питается?»- закрепить и расширить знания о питании диких зверей и домашних животных. Литература: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова,. «Речевые игры с детьми» — М., 1994. Стр. 180
4. Чтение художественного произведения «Зимовье зверей» Ильчук Н. П., Гербова В. В. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет стр 56
5. Дидактическая игра «Кто, чем защищается?»- умение делать выводы и определять свойства защиты диких зверей и домашних животных (олень - рога; собака - зубы; ёж - иголки и так далее)
6.«Экологическое лото» - упражнять в умении объединять животных по месту их обитания. (Лес, дом)
7. Дидактическая игра «Чьи детки?» - закрепить знания о домашних животных и их детёнышах. Литература: Дидактические игры в детском саду Автор: Бондаренко А. К. Издательство: Просвещение Год: 1991 стр. 43
Демонстрационный материал: конверт с письмом; «волшебная ленточка»; два мольберта с магнитиками; макеты деревьев; указка; игрушка мышка; «речка» (голубая ткань); картинки «лес», «дом»; картинки животных: олень-корова; кошка- тигр; волк- собака.
Раздаточный материал: картинки домашних и диких животных по количеству детей; маленькие картинки «лес», «дом» по количеству детей; медальки «друзьям природы» по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня получила письмо от моих друзей животных (показывает конверт) Вот, что они пишут:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Очень просим нам помочь! Мы оказались все вместе: животные леса и домашние животные. Злая волшебница заколдовала нас, мы забыли, где должны жить и почему. Помогите нам, пожалуйста!»
С уважением звери.
- Ребята! Вы хотите помочь животным? (ответы детей)
- Тогда в путь! Отправляемся на помощь животным. Но людей они испугаются. Поэтому предлагаю вам превратиться в маленьких мышат, а поможет нам в этом волшебная ленточка. (Приглашает детей выйти в круг и взяться за ленточку) Давайте все дружно скажем волшебные слова:
«Я за ленточку, держусь, держусь
И в мышонка превращусь»
Воспитатель: покружились, покружились и в мышат все превратились.
-Смотрите, мы оказались с вами на лесной полянке. Садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в интересную игру «Чем они похожи и что общее?» На ковё р ставится планшет с вставленными картинками: животных леса и домашних животных, сгруппированных по парам :
Олень-корова;
Кошка-рысь;
Собака-волк;
(Дети по одному выходят к планшету и показывают общие признаки, называя их, остальные добавляют)
Воспитатель: молодцы, очень понравилось животным, как вы их сравниваете, и они предлагают нам немножко отдохнуть и поиграть:
«ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачком потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрыв рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнутые в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало-
Начинаем все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: Смотрите, препятствие на нашем пути, злая волшебница не пропускает нас дальше, чтобы пройти к домику наших друзей животных поиграть в игру: «Что было бы если бы…»
- Вы очень умные мышата и быстро справитесь с этим заданием, давайте пофантазируем.
Предлагаемые варианты для рассуждения: «Что было бы, если бы лиса подружилась с собакой»; «Что было бы, если бы заяц зимой не поменял шубку»; «Что было бы, если корова ушла в лес».
Воспитатель: Смотрите, мышата, а вот и наши друзья-животные, они нуждаются в нашей помощи. Играем в игру «Охотник и пастух» Мы с вами будем охотниками, и пастухами. У меня есть два планшета. На одном изображен дом, каких животных мы туда поместим? (ответы детей)
Воспитатель: правильно домашних животных
- А на другом изображён лес. Каких животных мы туда поместим? (ответы детей) Охотники будут выбирать диких животных, а пастухи домашних животных. Посмотрите, у вас есть значки на пенёчках ( на стульчиках наклеены значки: лес и домик) встаньте, внимательно посмотрите на значок на вашем пенёчке и вы поймёте, каких животных будете выбирать.
(после выполнения задания дети садятся на стульчики, и проводиться перекрё стная проверка: охотники проверяют правильность выполнения задания у пастухов, а пастухи у охотников.)
Воспитатель: правильно мы всё сделали, благодарят нас животные за помощь, смотрите, а одно из них плачет, а кто это угадайте:
В подполье, в коморке, живёт она в норке
Серая малышка, кто же это… (мышка)
Воспитатель: правильно. (Показывает детям игрушку-мышку). Нужно мышке помочь, определить: домашнее она животное или дикое? Это трудная задача. Но, мы же мышата и справимся. Правда?
(переходим к разрешению проблемной ситуации, путём наводящих вопросов)
Вопросы: где она живёт?
Боится ли человека?
Заботится ли о ней человек?
Приносит ли она человеку пользу?
вспоминаем о существенных признаках домашних животных.
Делаем вывод: домовая мышь, не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.
(Если дети не смогли дать правильный ответ, не говорим за них, а оставляем вопрос открытым, на следующее занятие, иначе это не проблемная ситуация)
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Всех выручили из беды. Наступил вечер, и пора возвращаться домой. Для этого нужно снова превратиться в ребят. – Вставайте в кружок и говорим слова:
«Покружились, покружились, снова в детей все превратились»
Вот мы и дома.
Вам понравилось наше приключение? Что понравилось больше всего? А почему мы справились со всеми заданиями? Правильно потому, что были дружными.
А за то, что мы такие молодцы животные нам подарили маленькие медальки «друзья природы»
Раздача медалек.