Светлана Андреева
Конспект музыкального занятия «Сказки А. С. Пушкина в творчестве композиторов и художников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: Формирование мотивационно-ценностного отношения ребенка к музыкальному искусству. Развитие осознанного восприятия музыки, способности к целостному и динамическому охвату ее явлений, к обобщению знаний о музыке, стремления самостоятельно применять их в новых ситуациях.
В процессе активного восприятия музыки стимулировать и углублять эмоциональность, проявляющуюся в интенсивности образных переживаний, в оригинальных сравнениях, сопоставлении, ассоциациях.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Сказки А, С, Пушкина в творчестве композиторов и художников“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Приобщать ребенка к самостоятельному творческому воплощению музыкального образа в доступных для него формах (импровизации). Создавать условия для реализации художественно-творческого опыта ребенка.
Оборудование: магнитофон, диски, кассеты.
Материал: портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрации к сказкам, репродукция Врубеля «Царевна Лебедь», С. М. Канашевич «Черномор и богатыри», Т. А. Маврина «Три девицы», фрагменты записи Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» и «Полет шмеля».
Ход занятия:
Муз. рук. : Ребята сегодня мы продолжим беседу о творчестве Пушкина, и как композитор, художник танцор сумели передать сказочный образ.
Сказки Пушкина любили не только дети, но и взрослые. Был такой композитор, который любил сказки Пушкина, поэтому написал по сказке целую оперу, а называется она «Сказка о царе Салтане», написал ее композитор, кто вспомнит, ребята, какой? ___ Правильно, ребята - это Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Ребята, а может кто-нибудь вспомнит, как начинается эта сказка?
Дети: Три девицы под окном….
Муз. рук. : Правильно. Так начинается эта сказка, и я вас сейчас приглашаю в страну лукоморья, в «Сказку о царе Салтане». В этой сказке много превращений, а какие, ребята?
Дети: Царевич превращается в комара, муху, шмеля, царевна превращается из лебедя в царевну.
Муз. Рук. : Одно из превращений в шмеля мы с вами слушали, правда? Как услышал композитор полет шмеля? Как изобразил своей музыкой?
Дети: Быстрый, энергичный, резкий, ритмичный.
Муз рук: А какой характер музыки?
Дети: Злой, настырный, игривый.
Муз рук: А какой инструмент передает точнее звучание, жужжание шмеля? (слушание «Полет шмеля»)
Дети: Это скрипки.
Муз рук: Правильно, это скрипки точно передают своим звучанием, трепетный полет шмеля.
В сказке, ребята, происходит много чудес. Какое было первое чудо, ответьте мне, пожалуйста, словами Пушкина.
Дети: «Ель растет перед дворцом…»
Муз рук: Правильно! Какой характер белочки?
Дети: Игровой, веселый, плясовой, задорный, быстрый, озорной
Муз рук: А какой жанр изобразил композитор?
Дети: Пляски.
Муз рук: А почему, как вы думаете?
Дети: Полюбилась композитору мелодия «Во саду ли в огороде…», взял он эту мелодию и на ее основе написал большую пьесу.
Муз рук: Послушайте еще раз отрывок 1-ого чуда и попробуйте представить, как поет и танцует белочка.
В 1 части Белочка, что делает?
Дети: Поет песенку.
Муз рук: А во 2 части?
Дети: Белочка танцует, а потом снова поет.
Муз рук: А может кто-нибудь изобразит игривую, веселую белочку? (дети изображают)
Муз рук: Ребята, а какое было 2 чудо, ответьте стихами Пушкина.
Дети: «Есть еще такое диво – море вздуется бурливо…»
Муз рук: Правильно, 33 богатыря. Каких богатырей изобразил композитор?
Дети: Смелых, могущественных, сильных.
Муз рук: А какой характер музыки?
Дети: Богатырская, таинственная, волшебная, громкая, торжественная.
Муз рук: А к какому жанру относится музыка?
Дети: К жанру марша.
Муз рук: Еще раз послушайте и представьте, как выходят могучие богатыри из моря – океана, а потом попробуйте изобразить их.
(Слушают)
Муз рук: А кто изобразит могучих богатырей?
(Дети изображают)
Муз рук: Как музыка изображает богатырей, с помощью каких инструментов?
Дети: Изображает оркестр, где много разных инструментов.
Муз рук: А кто стихами мне расскажет о третьем чуде?
Дети: «Говорят царевна есть, что не можно глаз отвесть…»
Муз рук: Как звучит музыка царевны?
Дети: легко, трепетно, нежно, мелодично, печально.
Муз рук: А какой характер музыки?
Дети: Нежный, задумчивый, мечтательный.
Муз рук: А о чем она мечтает?
Дети: О счастье, любви, радости.
Муз рук: А какой жанр музыки использовал композитор?
Дети: жанр вальс.
Муз рук: Послушайте еще раз отрывок и представьте царевну, как она мечтает о прекрасном принце. (Слушают фрагмент)
Муз рук: А может кто-нибудь изобразит в танце царевну: добрую, ласковую, нежную (дети изображают).
Муз рук: Молодцы ребята. Вы хорошо и правильно понимаете музыку, и чувства и переживания. Ребята скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: О музыке Римского-Корсакова, которую он написал к сказке Пушкина о царе Салтане.
Муз рук: Как вы думаете, где больше отображено переживаний, в художественном слове, музыке, танце?
Где вам понравилось сказка : в движении, слове, музыке?
Какое из чудес вам больше всего понравилось?
Муз рук: Не только композиторы, но и художники любили сказку Пушкина о царе Салтане, поэтому изобразили в своих картинах. Врубель «Царевна лебедь», Конашевич «33 богатыря», Маврина «Три девицы….» (дети смотрят репродукции).