Нагаева Юлия Валерьевна
Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы Кувадки «Тканевые истории: мастерим куклу-сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках образовательного процесса в детском саду планируется провести мастер-класс по изготовлению традиционной тряпичной куклы Кувадки с участием детей 3-4 лет и их родителей. Данный мастер-класс имеет несколько важных целей и задач, которые способствуют всестороннему развитию детей и укреплению взаимодействия между воспитателями, детьми и родителями.
Актуальность:
Публикация «Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы Кувадки „Тканевые истории: мастерим куклу-сказку“» размещена в разделах
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
В современном мире, игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек ребенка настоящими исконно русскими тряпичными куклами.
В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. Куклы были разные и делали их из различных материалов: из дерева, из соломы, из глины. Куклы были и тряпичные, из ниток, бумажные, вязанные и т. д.
Самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная. Передавали даже от мамы - дочке. Тряпичных кукол было множество.
Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).
Обоснование:
Совместное изготовление тряпичной куклы Кувадки — это не только интересное занятие для детей и родителей, но и важная часть сохранения культурного наследия России. Кувадка, как традиционная славянская игрушка, символизирует тепло семейного уюта, заботу и связь поколений. В рамках президентских проектов о семье и историческом наследии, мы предлагаем родителям и детям погрузиться в мир народного творчества, соединяя обучающие моменты с игрой и общением.
Принципы:
деятельностный принцип, принцип практической направленности, принцип «Я знаю, как это сделать и научу вас».
Участники
Дети (возраст 3-4 года, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель
Соответствие требованиям ФГОС:
Мастер-класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, так как:
- Стимулирует развитие личностных, познавательных и коммуникативных компетенций у детей.
- Обеспечивает условия для творческой деятельности и самовыражения.
- Способствует формированию устойчивых навыков практической деятельности и рукоделия.
Ожидаемые результаты мастер-класса в соответствии с содержательным разделом Федеральной программы в разных образовательных областях:
1. Художественно-эстетическое
Развитие творческих способностей
Изготовление куклы Кувадки дает детям возможность развивать свои творческие способности и фантазию. Рассматривание иллюстраций, выбор тканей и создание образа способствует формированию художественного вкуса.
2. Физическое развитие
Работа с разными материалами развивает мелкую моторику и координацию движений. Процесс завязывания, складывания и прикрепления разных частей куклы помогает укрепить мышцы рук.
3. Социально-коммуникативное развитие
Участие родителей в мастер-классе помогает установить более тесный контакт между детьми и родителями, а также формирует навыки общения и совместного творчества. Это способствует созданию эмоциональной связи и поддерживает семейные традиции.
Воспитание ответственности и уважения к труду
Действуя в команде и заботясь о своих куколках, дети учатся ответственности за выполненную работу и способность завершать начатое. Это формирует положительное отношение к труду и совместным усилиям.
4. Познавательное развитие
Обучение традициям
Кукла Кувадка является русским народным символом, который использовался как оберег. В процессе изготовления куклы дети знакомятся с культурными и историческими аспектами, что углубляет их понимание традиций своего народа и поддерживает связь эпох.
Материалы:
Лоскутки тканей (бязь, сатин, фланель и т. п.) , 20*10 см, 6*6 см, нитки разного цвета, ленточки.
Практическая часть
Цели:
1. Познакомить детей и родителей с традициями народного творчества России через изготовление куклы.
2. Способствовать развитию творческих и моторных навыков у детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания и общения между детьми и родителями.
Задачи:
1. Объяснить детям и взрослым, что такое Кувадка и ее значение в русской культуре.
2. Научить простым техникам работы с тканью и нитками.
3. Обеспечить родителям возможность активно участвовать в процессе создания, поддерживая детей в творческом процессе.
4. Поддержать вопросы о семейных традициях и значении родственных связей в нашей жизни.
План мастер-класса :
1. Введение (3мин) :
- Приветствие участников.
Нам с вами некогда скучать,
Будем кукол создавать.
Чтоб было всё в жизни сладко да гладко,
Поможет нам в этом кукла Кувадка.
- Краткий рассказ о Кувадке : откуда она, для чего предназначена, как ее используют в семье.
Действия: В начале мастер-класса ведущий приветствует участников. В кругу все дружно знакомятся, говорят свои имена и делятся, какую куклу они хотели бы сделать. Это создаст атмосферу доверия и взаимодействия.
Обсуждение: Ведущий расскажет, что такое Кувадка и как она традиционно используется в народной культуре. Простыми словами, чтобы маленькие дети могли понять.
Народные традиции использования игрушек в воспитании детей, передачи бытовых знаний из поколения в поколение, развитии кругозора и личностных качеств, пришли к нам из далёкой старины. Отличаются только вид игрушек и материалы, из которых они сделаны.
Одной из самых древних является тряпичная кукла-оберег. И таких кукол великое множество: для разных ситуаций, целей и разных возрастов.
Одной из первых кукол, которых мамы и бабушки делали для новорождённого младенца, была кукла Кувадка или Утешница.
Эту маленькую куколку делали из ткани и подвешивали в колыбельку младенцу, как в наше время подвешивают мобили-погремушки. Ребенок рассматривал куколку и играл с ней, игрушка становилась его постоянным "другом". В старину считалось, что такие куклы оберегает ребёнка и его колыбельную от злых духов. Поэтому у кукол-оберегов не рисовали лица: чтобы никакое зло не смогло его увидеть.
Со взрослением увеличивалось и количество функций, возлагаемых на куклу. С ней рассказывали сказки и былины, учили правилам жизни в семье и обществе. А ещё такая игрушка-друг помогали приласкать и пожалеть дитятко.
Когда ребёнок плакал бабушка или мама утирали ему слезы фартучком куклы и утешали, поэтому её еще назвали "Утешница"
Я верю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре, своей земле и своей семье.
2. Подготовка материалов (2 мин)
Действия: Ведущий показывает все необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, клей, пуговицы и другие элементы декора. Каждый родитель с ребенком выбирает ткань для своей куколки.
Задание: Предложить детям подобрать ткань для основных частей — тела и одежды куклы. Важно, чтобы дети могли касаться материалов и почувствовать текстуру.
3. Подготовка к создание куклы (10 мин) :
- Пошаговая инструкция по изготовлению Кувадки :
Действия: Ведущий обращает внимание на подготовленные заранее инструкции по изготовлению тряпичной куклы для каждого ребенка
Задание; Предложить детям и родителям внимательно рассмотреть инструкции и обсудить этапы работы
4. Работа с тканями : выбор цвета и размеров.
- Формирование тела куклы и головы.
Действия: Ведущий демонстрирует, как из выбранной ткани создать основную форму куклы. Например, складываем ткань пополам и начинаем завязывать узелки, чтобы выделить голову и тело.
Задание: Дети поочередно делают узелки с помощью родителей, которые помогают им завязывать и фиксировать ткань. Важно, чтобы каждый ребенок смог самостоятельно сделать несколько узелков, даже если понадобится помощь.
- Оформление. Заключительные штрихи: завязать фартучек, украсить.
Действия: Ведущий демонстрирует, как можно пришить/завязать одежду для куколки из оставшихся тканей и декора. Например, сделать платок, юбку или рубашку.
Задание: Дети вместе с родителями создают одежду для своих кукол, используя свои идеи и фантазию. Родители могут помочь в процессе шитья или завязывания узелков, но важно, чтобы дети сами принимали участие.
5. Игра с куколкой (5 мин)
Действия: Ведущий предлагает детям показать своим родителям, как они могут играть со своими куклами, рассказав небольшую сказочку о кукле-обереге
Задание: Дети могут придумать краткий сюжет с участием своих куколок и продемонстрировать это в кругу. Это будет прекрасно способствовать развитию воображения и уверенности в себе. (приложение)
3. Обсуждение и обмен опытом (2 мин) :
Вопросы к родителям и детям: как у них в семье сохраняются традиции, есть ли у них свои игрушки, связанные с историей семьи.
Обсуждение значимости семейных традиций и их влияние на воспитание детей.
4. Выставка готовых кукол (2 мин) :
Презентация готовых работ, обсуждение и обмен впечатлениями.
Действия: Ведущий собирает всех участников в круг и обсуждает, какие куколки получились. Можно задать вопросы о том, что дети и родители узнали и что им понравилось.
Задание: Каждый может похвастаться своей куколкой и рассказать, кто она и какую историю она хранит. На прощание ведущий говорит о значении куклы и о том, как важно продолжать творить вместе!
5. Заключение (1 мин) :
Подведение итогов, благодарности участникам, возможные идеи для дальнейших совместных занятий.
Наша кукла хороша
Ты, Кувадочка, краса.
В доме русском ты живешь,
Детям счастье принесёшь.
Мы традиции все помним
И не станем забывать.
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять.
Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными.
Будем куколок вязать,
Сами будем наряжать.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Спасибо за внимание.
Заключение:
Мастер-класс по изготовлению Кувадки — это прекрасная возможность для родителей и детей вспомнить о важности семьи и традиций. Участники не только создадут уникальные поделки, но и углубят свои связи, обогащая общие воспоминания. В итоге, такой опыт способствует укреплению семейных ценностей и сохранению русского культурного наследия.
Проведение мастер-класса по изготовлению куклы Кувадки станет важным шагом в воспитании и развитии детей 3-4 лет. Этот процесс не только обогатит их творческий опыт, но и укрепит связь с родителями, что крайне важно на данном этапе их развития.
Приложение
Рекомендация:
Следует заранее подготовить все необходимые материалы и обеспечить безопасность детей во время работы с ножницами и тканью.
Убедитесь, что атмосфера дружелюбная и позитивная, чтобы участники чувствовали себя комфортно.
Волшебная сказка о Кувадке и смелых детках :
«В сказочном русском лесу жила-баня удивительная кукла по имени Кувадка. Это была народная тряпичная кукла, которую смастерили добрые руки бабушек. У Кувадки были яркие волосы из лоскутков, а платье было сшито из разноцветных тканей, украшенное узорами, и всегда она улыбалась доброй улыбкой.
Однажды в лесу поднялся сильный ветер. Он завывал и тряс деревьями, и с неба на землю посыпались бусинки дождя. Все лесные зверята испугались и быстро спрятались по своим домикам. Даже самые смелые зайцы и поющие птички затаились от страха.
Когда ветер утих, зверята потихоньку выглянули из своих укрытий, но вдруг снова налетел порыв ветра, и они вновь побежали прятаться. В этот момент на помощь пришла Кувадка. Она вышла на поляну, держа в руках маленький цветной платочек.
— Не бойтесь, мои дорогие друзья! Я — Кувадка, и я пришла, чтобы вас успокоить! — сказала она с улыбкой.
Зверята выглянули и увидели её веселую, яркую фигурку. Куватка присела на травку и спросила:
— Почему вы прячетесь? Этот ветер — просто своего рода игра! Давайте вместе с ним поиграем!
Сначала зайчонок с сомнением спросил:
— Но Кувадка, ветер так громко воет! Разве это весело?
Кувадка, крепко держа платочек, ответила:
— Да, ветер может быть громким, но он также может быть весёлым и игривым, как мы с вами! Давайте представим, что ветер — это наш друг, который хочет с нами танцевать!
С этими словами Кувадка начала кружиться на полянке, размахивая своим платочком. Ветер, словно почувствовав радость, подхватил её и закружил в легком танце.
Зверята, сначала немного тревожась, начали повторять движения Кувадки. Они прыгали, крутились и смеялись. Ветер подхватывал листья и шалил с травкой, и вскоре зверята поняли, что ветер не так уж и страшен.
— Теперь мы не боимся! — закричали зайчата и белочки, смеясь вместе с Кувадкой. — Ветер — это наш друг!
Кувадка улыбнулась еще шире, а её наряд засиял еще ярче от веселья! С этого дня, когда в лесу поднимался ветер, все зверята вспоминали свою подругу Кувадку. Они радостно танцевали на поляне, принимая ветер как своего верного друга, и в каждом шорохе деревьев слышали её весёлые слова.
Теперь, когда кто-то из зверят начинал волноваться от страха, они вспоминали Кувадку и её урок о дружбе с ветром. Они знали, что всегда можно улыбнуться и немного поиграть, чтобы страхи улетели прочь.
И жили они долго и счастливо с доброй куклой Кувадкой, которая всегда помогала им быть смелыми и радостными в любой ситуации.
Вот такая сказка о том, как народная тряпичная кукла помогла забыть о страхах и стать смелее!»
Вот несколько идей для физминуток в народном стиле, которые помогут детям и родителям немного размяться и зарядиться энергией во время мастер-класса по изготовлению куклы Кувадки.
Физминутки проводит музыкальный руководитель
1. «Хоровод вокруг березки»
Оборудование: Ничего не нужно.
Описание: Дети и родители становятся в круг. Ведущий предлагает:
- Повернуться вправо, затем влево.
- Встряхнуть руками, как веточки березки.
- Помахать "веточками" вверх и вниз.
- Прочекать потихоньку и "шептать" друг другу.
2. «Танец с куклой»
Оборудование: Подготовленная кукла Кувадка (если есть).
Описание: Ведущий показывает, как можно танцевать с куклой :
- Берем куколку за руки и "танцуем", поворачиваясь в разные стороны.
- Делаем шаги вбок, вперед и назад, пропевая простую песенку.
- В конце "кладем куколку спать" (пригибаем руки и прижимаем к груди).
4. «Солнышко и дождик»
Оборудование: Ничего не нужно.
Описание: Дети и родители играют в зависимости от настроения погоды:
- Когда солнечно, все "потягиваемся" вверх к солнышку, расправляем руки.
- Когда начинается дождик, делаем "дождик" (потираем ладошки друг о друга) и "закрываемся" (сжимаем руки).
- Переходят обратно: весело и энергично "входим в солнце"!
5. «За лесом, за горами»
Оборудование: Ничего не нужно.
Описание: Ведущий заводит детей в речь:
- «За лесом, за горами, ходят звери с куклами…» (они делают шаги и имитируют зверей).
- Например, "бежит зайчик" – прыжки на месте, "идет медведь" – медленные шаги с "постукиванием" ладошками о бедра.
- Можем добавить других животных – "летит птица" (махать руками, "плавает рыбка" (изображать плавание).
Эти короткие активности помогут детям и их родителям развеяться и поднять настроение во время мастер-класса.