Елена Соловьёва
«Белоснежка и её друзья гномы». Конспект комплексного занятия по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 72 г. Томска
Белоснежка и её друзья гномы
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений
(подготовительная к школе группа)
Составили:
воспитатели
Соловьёва Елена Владимировна
Курьянович Галина Николаевна
Публикация «„Белоснежка и её друзья гномы“, Конспект комплексного занятия по ФЭМП в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2014 год
Программное содержание:
- Упражнять в различении количественного и порядочного счёта в пределах 10;
- Продолжать учить решать простейшие математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; отгадывать загадки;
- Совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- Углублять временные представления (времена года, месяцы, дни недели, часы);
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- Совершенствовать диалогическую выразительность речи;
- Воспитывать любовь к математике, чувство товарищества желание прийти на помощь, победить зло.
Предварительная работа:
Чтение сказки Братьев Гримм «Белоснежка»
Д/и «Времена года»,
«Будь внимательным»,
«Неделька, стройся!»,
«Скажи, который час»,
Математические загадки.
Решение математических задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Материалы:
- декорация лесной поляны,
- накидки и колпачки гномы,
- карточки с цифрами от 1 до 10,
- иллюстрации с видоми часов,
- ободки со знаками + и –
- карточки с геометрическими фигурами,
- буквенно- числовые силуэты с одной стороны цифры от 1 до 10; с другой – буквы (Б, Е, Л, О, С, Н, Е, Ж, К, А,
- корзина,
- простые карандаши,
- костюмы для Белоснежки,
- костюмы для сказочницы
- сувениры.
Ход занятия.
Сказочница: -Как-то к гному на обед
-Зашел его дружок сосед.
-За столом они сидели
-И блины с вареньем ели,
-Вспоминали те года,
-Когда красавица у них жила.
С. - Ребята, о ком вспоминали гномы? (о Белоснежке.)
С. - А вы хотели бы оказаться в сказочном королевстве? (Да, хотим.)
С. - Оказаться в нем легко, а вот вернуться назад не просто. Для этого вы должны быть смелыми, сообразительными, внимательными и наблюдательными. Тогда преодолеете все трудности, победите злую королеву и вернете Белоснежке жизнь.
Не испугаетесь? (Нет, не боимся.)
-И так: Крибли, крабли, бум! Обернись! В гномика ты, превратись. (Дети повторяют заклинание, надевают накидки и колпачки.)
-Вот мы и в сказочном лесу. Здесь так холодно и такой ледяной ветер, но нас это не остановит! В перед, гномы.
Игра «Идем, идем за гномом гном».
Цель: Согласование движений с текстом.
С. -Идем, идем за гномом гном,
-Идем, идем и ночью и днем.
-Каменный ветер дунул раз-
-Окаменели головы у нас. (Неподвижны головы).
-Идем, идем за гномом гном,
-Идем, идем и ночью и днем.
-Каменный ветер дунул раз-
-Окаменели руки у нас. (Неподвижны руки).
-Идем, идем за гномом гном,
-Идем, идем и ночью и днем.
-Каменный ветер дунул раз-
-Окаменели ноги у нас. (Неподвижны ноги)
-Стоим, стоим за гномом гном,
-Стоим, стоим и ночью и днем.
-Каменный ветер дунул раз-
-Окаменели рты у нас. (Стоят, молчат).
-Стоим, стоим за гномом гном,
-Стоим, стоим и ночью и днем.
-Но вдруг подул живой ветерок, раз-
-И ожили ноги у нас. (Зашагали на месте).
-Идем, идем за гномом гном,
-Идем, идем и ночью и днем.
-Живой ветерок дунул, раз-
-Ожили рты у нас. (Ура).
-Идем, идем за гномом гном,
-Идем, идем и ночью и днем.
-Живой ветерок дунул раз-
-Ожили руки у нас. (Машем руками).
-Идем, идем за гномом гном,
-Идем, идем и ночью и днем.
-Живой ветерок дунул раз-
-Ожили головы у нас. (Вертят головой).
Спасибо живому ветерку. Он помог победить колдовство злой королевы.
А какой отрезок времени означает день и ночь? (Сутки).
Почему так холодно сейчас в лесу? (Зима).
Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).
Перечислите времена года после зимы. (Весна, лето, осень).
Кто знает, сколько месяцев в году. (12 месяцев).
Назовите их. (Перечисляем с января).
Год делится на месяцы, а месяц на… (Недели).
Игра «Неделька, стройся!»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть соседей дня; отвечать, который по счету.
«Гномы» выстраиваются в ряд по цветовой гамме «Радуга» в обратном порядке. Звучат представления.
-фиолетовый
Первый день по всем неделям назовётся понедельник
-синий
Ну, а вторник день второй, он стоит перед средой
-голубой
Серединочка –среда третьим днём всегда была
-зелёный
А четверг четвёртый день носит шапку набекрень
-жёлтый
Пятый пятница – сестрица очень модная девица
-оранжевый
А суббота – день шестой отдыхаем всей гурьбой
-красный
А седьмой день - воскресенье объявляем днём веселья.
Остальные «гномы» обращаются к «недельке» :
-Вторник! Топни ногой! Назови своих соседей!
-Пятница! Хлопни в ладоши! Назови своих соседей!
-Воскресенье! Подпрыгни! Назови своих соседей!
-Суббота! Помаши рукой! Назови своих соседей!
-С. :Молодцы! Слышите? Кто-то идёт сюда (раздаётся ритм часового механизма)
Загадка
С. –Мы ходим ночью, ходим днём.
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас! (часы)
С. – Не бойтесь! Мы вас не обидем! Но кто же это? (часы)
С. – А какие бывают часы? (настенные, напольные, ручные, будильники, ходики)
Звучат отрывки из стихотворения «Часы-часики» Э. Котляр. (иллюстрации часов)
С. – Каких часов на свете нет! И в каждых свой секрет.
1. Есть часы на полу стоящие, басом говорящие:
-«Бом – Бом – Бом!»- на весь дом.
2. Эти уличные часы на столбе знакомы тебе!
Они здесь очень нужны:
Стрелки-великаны издали видны.
3. А ходики-избушки! В них живут кукушки.
Окошко распахнётся, кукушка встрепенё тся:
-«Ку-ку, ку-ку!»- Как в лесу на суку.
4. А будильник! С вечера заведёшь-
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудит – не забудет.
С. Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)
С. Какие есть стрелки у часов и для чего они нужны? (Короткая стрелка показывает часы, длинная-минуты, ещё есть стрелка- секундная)
С. – Для чего нужны часы? (ответы детей)
С. – Часы! Почему вы грустите?
Злая королева заколдовала все часы. Время остановилось. Помогите нам завести часы.
С. – Поможем завести часы? (да, поможем)
Тогда прошу к пенёчкам приступим к выполнению задания.
Упражнение «Укажи правильно время»
Цель: Учить определять время с точностью до получаса, устанавливать время на часах – макетах.
С. – Молодцы! Часы заработали. (звучит ритм часового механизма)
Вот ещё одна победа над злой колдуньей. Отправляемся в путь дальше. Посмотрите! Что там впереди?
Пальчиковая гимнастика «Весёлые гномики»
Цель: Развитие мелкой моторики, сочетание движений с речью.
С. – Посидели, поели. В путь-дорожку собрались! А выйти не можем. Опять проделки злой королевы. Заморозила все ходы – выходы. Кто же нам поможет?
Д. – Мы! (дети надевают ободки со знаками + и -)
С. – Кто вы? (звучат представления)
1. Я-плюс, и этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я добрый знак соединенья,
И в том моё предназначенье.
2. Я- минус, тоже добрый знак
Ведь не со зла я отнимаю
А свою роль лишь выполняю.
Выходят дети с ободками с цифрами.
3. А ещё поможем мы –
Хитроумные значки.
10 их, но братцы эти
Сосчитают всё на свете!
4. Ну, что ж, теперь ты сам считай,
Отнимай и прибавляй.
Все задачи нам реши
И ответ свой покажи!
Математические задачи в стихах.
Цель: Закреплять умение детей решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать слуховое внимание. (на столах карточки с цифрами от 1 до 10)
С. – Будьте внимательны! (сказочница задаёт детям задачки)
С. – Молодцы! Все задачи решили правильно. О значит победили ещё одно коварство злой королевы.
Но прежде чем продолжить путь оставим друзьям – гномикам подарки.
Графический диктант «гномик»
Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать слух, глазомер.
С. – Хорошие получились рисунки. Скорее в путь через «воротца»
Дидактическая игра «ручеёк»
Цель: Закрепить знания детей о составе 10. Развивать сообразительность, внимание.
С. – Возьмите карточки с цифрами. Когда я скажу: «ручеёк в воротца!» вы должны стать парами так, чтобы образовать вместе заданное число. Посмотрите на воротца – какое там число? (10)
Пары: 5 и 5, 3 и 7, 6 и 4, 2 и 8, 1 и 9 (по два набора цифр)
С. – Молодцы! Прошли воротца. Посмотрите, кто – то оставил в лесу корзинку с яблоками. Какие они румяные, да необычные. На них какие - то цифры. Давайте выложим из яблок дорогу.
Игра «Кто самый внимательный?»
Цель: Закрепить умение детей выкладывать цифровые карточки в обратном порядке от 10 до 1; читать по слогам.
Дети по очереди подходят к корзинке, берут «яблоко». Выкладывают числовой ряд в обратном порядке от 10 до 1.
Сказочница просит закрыть «гномиков» глаза, переворачивает «яблоки» на другую сторону (с буквами).
«гномики» открывают глаза, читают слово: БЕЛОСНЕЖКА.
Входит Белоснежка с корзиной сюрпризов.
(второй воспитатель)
Б. – Милые мои, друзья! Как долго я спала, но кончились мои мученья, а ваша дружба помогла. Колдунью злую проучили, и Белоснежку разбудили. Все трудности прошли вы с честью, пора домой вернуться с песней. За ваши подвиги, ребята, преподнести сюрпризы рада. Друзей моих не забывайте меня, конечно, вспоминайте.
С. - Пора возвращаться из сказки.
- крибли, крабли, бум, повернись! В человечка, превратись!
(Дети снимают накидки и колпачки).
С. - Вот мы и дома. Ребята! Какое испытание было для вас самым трудным?
Что большего всего вам понравилось? На этом мы прощаемся до следующих приключений.
Используемая литература издательство «знание» (Москва 1993 год).
В. В. Волина «праздник чисел»
Е. В. Колесникова «математика для детей 6 – 7 лет» («творческий центр» Москва 2003год)
Э. Котляр «часы – часики»
Сказка Братьев Гримм «Белоснежка»
(«Золотая книга лучших сказок мира» Т. Шалаева Москва «терра – TERRA» 1993год).
«Карточка с часами» (для задания «вставить»).