Ирина Шершнева
Конспект интегрированного занятия «Вербное воскресенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим миром и вязание крючком
ТЕМА: «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
Должность: Воспитатель
Шершнева И. Л
Оренбург
2015
Конспект занятия по художественному творчеству.
На тему: Панно с изображением вербы.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Вербное воскресенье“» размещена в разделах
- Вербное воскресенье
- Вербное восресенье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Цель: В доступной форме познакомить детей с историей возникновения и традициями православного праздника – Вербное воскресенье. Формировать умение создавать законченное художественное произведение.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей, с народным праздником «Вербное воскресенье». Учить детей разным способам вязания крючком, строить композицию, правильно пользоваться инструментами в соответствии с техникой безопасности.
Развивающая: Развивать интерес к народным праздникам, познавательные процессы (память, мышление, воображение., учить понимать их смысл, мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа,
усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками. Приучать к аккуратности.
Приемы руководства деятельностью детей в О. Д.
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
Изготовление «Панно с изображением вербы» различными техниками.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе О. Д.
Беседа; создание развивающей среды; хороводная игра; пальчиковая гимнастика;
3. Приемы организации практической деятельности детей:
Продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей :
Чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки:
Поощрение; совместно с педагогом определение качества продуктивной деятельности; взаимопомощь детей.
Создания среды для проведения и организации О. Д. :
Веточка вербы, образец работы, пряжа, ножницы. Карандаш, крючки, кисти, клеевые карандаши, лист картона формат А-4, салфетка. Презентация №1
Виды детской деятельности в О. Д. :
Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, продуктивная.
Ожидаемые результаты:
- активизация творческой речевой деятельности;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- умение сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Ребенок отвечает на вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной и познавательной деятельности.
3. Проявляет речевую самостоятельность.
4. Сопереживает.
5. Эмоционально реагирует.
6. Аргументирует самооценку.
Интеграция областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная.
Предварительная работа: Выполнить основу для панно. (Связать и приклеить рамочку, лучи солнца. На листе картона нарисовать веточки вербы)
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная.
Ход занятия.
В: - Ребята рассаживайтесь по удобнее.
Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие.
(Показ веточек вербы.)
- Что на них вы видите? (Пушистые почки.)
- С какого они дерева?
Д: Верба!
В: - Знаете ли вы, какой завтра народный праздник?
(Ответы детей.)
В: - С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке).
В: «Вербное воскресенье», он еще называется «Вход Господень в Иерусалим».
Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…. (Презентация№1)
В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул : «Лазарь, встань и иди вон!». Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.
Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так было принято встречать царей и великих полководцев.
Но почему – «Вербное воскресенье» на Руси?
Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы
Воспитатель показывает веточку вербы.
В: - Посмотрите на эти веточки еще раз, и возьмите каждый по веточке. (Дети берут веточку вербы.)
- Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)
- Пахнут ли ваши веточки?
- А пахнут ли они весной?
В: Верба – первое из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.
- Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем»?
физминутка
Игра «Верба – вербочка»
(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы).
В: - На Руси праздники традиционно начинались за неделю до Пасхи. В субботу перед «Вербным воскресеньем». Традиция вербных гуляний сложилась два столетия назад. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на вербу всегда покупали сладости и игрушки.
Основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки, с веселыми играми и хороводами.
Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая:
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как в огороде царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берёт,
Канарейка гнездо вьёт.
На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики».
Дети проходят в них, продолжая говорить:
Канарейка – (имя девочки).
Соловейка – (имя мальчика).
Люди спросят: «Кто такой?»
(Имя девочки) скажет: «Милый мой».
В: - Главным товаром на ярмарке, была верба, которую привозили из деревень целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок. Затем на праздничной службе в церкви вербы освещают и хранят до следующего «Вербного воскресенья».
Существует поверье, что расцветающее дерево вербы передает здоровье, силу, красоту всем, кто её коснётся.
Вербе приписывают силу охранять дома, останавливать бурю, обнаруживать клады.
В: - Букет вербы – это самый традиционный и распространенный подарок в Вербное воскресенье. Считается, что в этот день освященные букеты нужно преподносить в качестве знака внимания своим самым близким родственникам и друзьям, желая им здоровья, благополучия и душевного спокойствия. Небольшие букеты, композиции из вербы, помещенные в вазу или плетеную корзинку, дополненные другими яркими цветами – каждый добавляет что-то на свой вкус.
По традиции вербные букеты должны быть не большими и состоять из, самое большое, семи веточек. Ветки непременно нужно сорвать до субботы, так как после субботнего вечера они уже считаются освященными – теперь они символизируют торжество жизни над смертью, так что срывать их строго запрещается. Поэтому я предлагаю вам изготовить панно с изображением вербы.
В: Для работы нам необходимо разделиться на пары, (дети делятся на пары при помощи считалки или по симпатии.)
Д: Считаются.
В: Я предлагаю вам рассмотреть образец и сказать
- из чего выполнено панно (из цепочек и нарезанных ниток
- ответы детей.
- какого цвета цепочки (веточки вербы)
- ответы детей.
- какого цвета нарезаем нитки для почек.
- ответы детей.
Вспомнить:
• как надо вязать цепочку
• как надо закреплять последнюю петлю цепочки
• как можно определить ее длину (подсчетом петель)
• какими по длине - должны быть петельки (одинаковыми)
• как надо резать нитки (чем мельче нарезать пряжу, тем аккуратней будет выполнена работа)
• вспомнить технику приклеивания нарезанных ниток (на основу наносим клей и прикладываем обрезки ниток)
- Ответы детей.
- В: Давайте вспомним последовательность изготовления работы.
- Ответы детей.
Приступаем к работе.
По ходу выполнения задания.
• Пальчиковая гимнастика
Верба, верба, верба хлёст,
Верба хлёст бьет до слез.
Верба синя бьет несильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлёст - бьет до слез.
• Индивидуальная помощь воспитателя.
• Напомнить, что общий успех зависит от старания каждого ребенка.
В: - А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
- Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»?
- Ответы детей.
- Почему люди считали вербу чудодейственным растением?
- Ответы детей
В: Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, давайте рассмотрим панно «Верба» которые мы сделали своими руками.
В: - Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.