Наталья Касаткина
Конспект интегрированного занятия по изготовлению русской народной куклы своими руками
▼ Скачать +Заказ
Задачами занятия являются :
- приобщить детей к народной культуре и традициям;
- заинтересовать детей в изготовлении кукол;
- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;
- научить детей последовательному изготовлению куклы-кувадки;
- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.
- развивать словарь детей за счет слов Берестушка, Зернушка,Кувадка, оберег.
- воспитывать любовь к родной старине.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по изготовлению русской народной куклы своими руками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Формы проведения занятия :
часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
часть занятия - практическая работа детей
Оборудование и материалы:
-Образец куклы-кувадки (изготовленной педагогом ранее);
-Комплект тканей;
-Нитки;
-Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
-Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);
-Ножницы.
Ход занятия
I. Организационный момент: приветствие.
Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас!
Здравствуйте ребята.
II. Сообщение темы.
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой. (игрушки)
Молодцы, нам ребята прислала Василиса - мастерица, приглашение в гости, она приглашает нас к себе, чтоб рассказать в какие игрушки играли наши бабушки. Отправится туда, можно произнеся волшебные слова: покрутитесь, повертитесь
у Василисушки очутитес.
III. Теоретическая работа. Обсуждение истории куклы, её особенностей и предназначения по народным традициям.
Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили – были мальчики и девочки, которые очень любили играть. И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, мальчики и девочки стали делать игрушки своими руками из различных материалов. (слайд 3)
Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия: (слайд 4)
Кубышка – Травница, Зернушка, Бокситогорская красавица, Веснянка, Колокольчик и многие другие. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу особенно рассказать об одной кукле, (слайд 5)
которая называется «Кувадка». Эта кукла – оберег. Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу – оберег делали обязательно безликой, т. е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. (слайд 6)
Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой : нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. (слайд 7)
IV. Физкультминутка.
- Выходи честной народ, заводите хоровод.
Старинная русская народная игра «Горшки»
Цель:- познакомить детей с русско-народной игрой
- прививать интерес к русско-народным играм
-формировать умение детей действовать согласно правилам, соблюдать их.
Ход игры:
«горшки» садятся на корточки, хозяева встают за «горошками в кругу.
Выбранный считалкой водящий-«покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума, не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»
«Хозяин» : «Купи, что дашь?»
«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин» : «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
V. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-столбушки.
- А теперь давайте пройдем к столам и сделаем Кувадку своими руками.
- Давайте ребята еще раз рассмотрим куклу.
- Из какого материала выполняется кукла?
- Из каких деталей она состоит?
- С помощью чего детали соединены между собой?
- Кувадка – кукла, сделанная без шитья иголкой, она ни в каком случае не могла повредить ребенку, когда тот с ней играл.
-Для изготовления Кувадки необходимы два прямоугольных (разных размеров) лоскута ткани и нитки.
- Возьмем сначала лоскут ткани меньшего размера и скатаем трубочку. Нитью стягиваем с обеих сторон трубочки, отступив небольшое расстояние от краев. Так мы выделили ладони.
- Теперь из лоскута ткани большего размера и будем скручивать к середине по длинным сторонам с двух сторон.
- Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью. Так мы выделяем линию головы.
- Дальше трубочку – руки укладываем между концами нашей скрутки до упора и завязываем под руками нитью. Для закрепления сделаем несколько витков.
- Теперь нижнюю часть первой скрутки слегка расправим в пышное платье. Вот и готова наша кукла – Кувадка.
- Такую куклу, сделанную своими руками, можно кому – нибудь подарить или играть самому. Ребята, вам понравилось делать куклы?
VI. Анализ и оценка занятия.
Можно провести мини-выставку готовых кукол. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.