татьяна серегина
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Крещение»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ ТЕМА: «КРЕЩЕНИЕ»
Должность: Воспитатель
Серегина Т. С.
г. Кашира
Программные задачи:
- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;
- Приобщать детей к культуре русского народа;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию „Крещение“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крещение Господне. Праздник 19 января
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;
- Развивать внимание, восприятие, память, мышление;
- Воспитывать интерес к событиям культурно- исторического календаря.
Оборудование:
Картинки (иллюстрации) по обряду крещения, фотографии из семейного альбома по обряду крещения, «бумажные» капельки воды на каждого ребенка, чаша с водой; гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, пеналы на каждого ребенка; силуэты башмачков на каждого ребенка.
Воспитатель вносит чашу с водой.
Воспитатель:
- Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.
- Вы не один раз слышали слова «крестная», «крестный».
- А кто может пояснить, что обозначают эти слова. (Ответы детей)
- У кого есть крестная мать и крестный отец? (Рассказы детей)
- А почему у одних есть крестные, а у других их нет?
Воспитатель:
Правильно, у тех, кого крестили в церкви, есть крё стные: крёстный отец, крёстная мать. Кого не крестили в церкви, у того нет крёстных родителей. Ни в каком возрасте не поздно принять крещение.
Воспитатель показывает картинки (иллюстрации) по обряду крещения.
Воспитатель:
- Давно – давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах Иордан, когда ему было тридцать лет. Желающих крестьян принять крещение было много, и Иисус Христос вместе со всеми вошел в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.
Крещение на Руси праздновали широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола, пели молитвы (церковные песни).
И по древней традиции в этот день на Руси совершались крёстные ходы. Ход совершали на реки, водоёмы, озёра с совершением чина великого крещения. Впереди священники, за ними толпа людей – все идут на лёд, к воде.
Начинается «погружение креста». Как только «крёстный ход» уходил, некоторые смельчаки – раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. В старые времена молодые и крепкие парни хотели таким образом показать свою удаль молодецкую.
Воспитатель:
- Как называют таких людей, которые в зимнее время любят купаться в «проруби»? («моржами»)
Воспитатель:
- Когда купание прекращалось, женщины набирали из проруби святую воду, несли её ведрами домой. Этой водой поили скотину, чтобы здоровей была и лучше размножалась. И с тех давних пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. Святую воду хранили до весны. Весной ей окропляли (брызгали) коровники и улья. Даже ценился и крещенский снег. Его собирали в большие кучи. А затем растапливали и использовали в хозяйстве.
Крещенский вечер – время для гадания: не терпелось девушкам узнать своё будущее.
Поэт В. А. Жуковский писал:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали.
А затем девушки выбегали, искали, куда упал башмачок и как он лежит. В какую сторону смотрит башмачок - оттуда надо ждать и жениха, если башмачок лежит носком к хате, не выйти замуж ещё целый год.
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю всем ребятам встать в круг, взяться за руки. Мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Прялица». В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается
(другой «жених» выбирает себе «невесту»)
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю подойти к своим столам и украсить башмачок дымковской росписью. (Дети выполняют работу.)
Воспитатель:
- Молодцы! Красивые получились башмачки.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
Воспитатель:
- До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.
В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения. А теперь ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)
Дети:
«Снега на Крещение надует – хлеба прибудет»;
«Крещение под полный месяц – к большой воде»
«Метель на Крещение – к хорошему роению пчёл»;
«Собаки много лают – будет много зверья и дичи».
Воспитатель:
- А как вы понимаете эти приметы? (Дети отвечают.)
- А давайте вместе с вами по приметам постараемся предугадать, чего ожидать нам в будущем. (Дети размышляют.)
Воспитатель:
- А теперь ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы говорили?
- А зачем люди набирают и хранят «крещенскую воду»?
- А как называлась русская народная игра, в которую мы с вами играли?
- А какой росписью расписали башмачок?
- Какие элементы росписи вы использовали в рисование?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
- Молодцы! А на память от нашего занятия получите «освященные» капельки воды. (Воспитатель дарит детям бумажные капельки воды.)
Дети отвечают на вопросы.