Екатерина Молчашкина
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну Наоборот»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Расширить и активизировать словарный запас детей;
2. Закрепить у детей понятие «слово-признак»;
3. Закрепить в речи детей прилагательные-антонимы;
4. Учить образовывать прилагательные в сравнительной степени;
5. Закрепить согласование прилагательных с существительными мужского, женского, среднего рода;
6. Учить составлять предложения с противительным союзом А;
7. Учить выстраивать программу пересказа;
8. Учить пересказывать текст по опорным картинкам;
9. Учить детей выполнять задания в паре с товарищем;
Публикация «Конспект фронтального занятия по развитию связной речи „Путешествие в страну Наоборот“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
10. Развивать логическое мышление.
Материал к занятию :
1. Картинка с изображением Незнайки;
2. Раздаточные карты ( слева - изображение предмета: длинная линейка, глубокий колодец, низкий забор, тяжёлая гиря и т. д. ; справа - пустая ячейка);
3. Предметные картинки (короткие сапоги, мелкая миска, высокая сосна, лёгкое перо и т. д.);
4. Текст сказки «Белка и ее друзья»;
5. Опорные картинки к сказке (белка, дупло, еж, заяц, орехи, узкая тропинка, дерево с дуплом, широкий ручей, речное дно, мокрый заяц, лес).
Содержание:
Логопед (Л.) : - Начнем занятие мы, как всегда, с разминки. Поднимайте руку, если вы знаете, как правильно ответить на вопрос полным предложением.
Что шире – река или ручей?
Кто старше – собака или щенок?
Что тоньше – ствол или ветка?
Когда темнее – вечером или ночью?
Ответы детей.
Л. : - Как вы думаете, про что в нашей группе можно сказать «высокий», «низкий»?
Ответы детей.
Л. : - Как вы считаете, что общего у этих слов? (Это слова-предметы) А чем они отличаются? (Они отличаются размером. Одни предметы высокие, а другие низкие). Да, эти предметы противоположные по размеру, и помогли нам это понять слова «высокий» и «низкий». Скажите, это слова-предметы, слова-признаки или слова-действия?
Ответы детей.
Л. : - Да, это слова-признаки. Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в страну, где живет много таких противоположных слов, и называется эта страна Наоборот. Закройте глаза, приготовьтесь!
Раз, два, три – в страну Наоборот попади!
- Посмотрите, кто нас встречает в этой стране? Это же Незнайка, мальчик, который известен тем, что почти ничего не знает и всё время ошибается. Сегодня он придумывал признаки к предметам и опять ошибся, а исправить свои ошибки не смог. Давайте мы ему поможем разобраться, правильно или нет он составил словосочетания. А чтобы вам было легче, каждый выберите себе товарища в пару. Один из пары будет исправлять ошибку, а его товарищ говорить наоборот.
Дети делятся на пары. Д/и «Скажи правильно и наоборот». Словосочетания: холодная чай -, веселые мальчик -, широкий дорога -, тупое карандаш -, новая газеты -, длинный рука - …
Л. : - А сейчас еще одно задание, с которым не справился Незнайка. Решите, кто от каждой пары выберет карточку на столе и прикрепит ее на мольберт. Скажите, что изображено на вашей карточке. Например, у меня длинная линейка.
Ответы детей.
Л. : - Теперь вам нужно выбрать из картинок на столе предметы с противоположным признаком, словом наоборот. Составьте предложения со своими картинками. Например, у меня линейка длинная, а сапоги короткие.
Д/и «Подбери и назови». Дети самостоятельно составляют предложения по картинкам.
Л. : - Молодцы, вы отлично помогли Незнайке, и мы можем отправляться дальше в путь. Но перед дорогой необходимо немного размяться. Встаньте поудобнее.
Физминутка
Потянусь я высоко
И присяду низко.
Посмотрю я далеко
И увижу близко.
- Идите за мной аккуратно, след в след, ведь мы с вами зашли в лес. Садитесь на свои места, а я вам расскажу историю, которая здесь однажды произошла.
Сказка «Белка и ее друзья»
«Белка жила в уютном и теплом дупле. Собрались как-то раз еж и заяц сходить к белке в гости, захватили с собой орехи в подарок и отправились в путь. Шли-шли по узкой тропинке и увидели дерево, в котором было дупло белки. Но вот беда: дорогу им перегородил ручей, да такой широкий, что перепрыгнуть через него было очень трудно. Что же делать? В это время белка выглянула из дупла и увидела своих друзей.
«Переходите скорее на мой берег, ручей мелкий, - закричала она. – Только будьте осторожны: в ручье есть глубокие места.»
Услышав это, еж начал внимательно вглядываться в ручей, нашел место, где воды было мало и хорошо виднелось дно, и аккуратно вошел в воду.
Посмотрел на него заяц и засмеялся: «Да, ты, еж, трус! Я вот ничего не боюсь! Глубокий ручей, мелкий – какая разница!»
С этими словами прыгнул косой в воду там, где стоял, да сразу весь и намок от хвоста до усов. Вылез весь мокрый из ручья, а на берегу давно стоят еж и белка, его поджидают.
«Как же так? – спросил заяц. – У меня лапы длинные, а я насквозь промок и чуть в ручье не утонул. А у ежа лапки короткие, а он весь сухой.»
«Это потому что ты меня не послушал! – ответила белка. – Я же кричала, что в ручье есть глубокие места. Еж поискал и нашел мелкое место: там воды мало, и дно с камешками хорошо видно – вот и вышел сухой из воды. А ты поторопился, не посмотрел в воду, а там оказалось глубокое место – воды много, даже дна не видно.» Согласился с ней заяц, и пошли друзья все вместе гулять по лесу.»
Логопед задает детям вопросы по содержанию текста, уточняет последовательность событий.
Л. : - Посмотрите, я захватила с собой картинки к этой истории, но в пути они все перемешались. Помогите мне разложить их на доске по порядку.
Дети самостоятельно раскладывают опорные картинки на доске в правильной последовательности.
Л. : - А теперь вы сами расскажите мне эту историю, а картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ сказки 1-2 детьми по опорным картинкам.
Л. : - Наше путешествие подошло к концу. Закройте глаза. Раз, два, три – в группу попади! В какой стране мы побывали? Чем занимались? Вспомните предложения, которые вы составляли по карточкам в паре.