Елена Добрина
Конспект доминантного занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Программное содержание:• Продолжать знакомить детей с различными музыкальными инструментами: а именно со скрипкой, рассказать о том, как она устроена, звучит, учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания;
Публикация «Конспект доминантного занятия „Путешествие в страну музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
• Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
• Формировать певческие навыки, умение чередовать движения: марш и лёгкий бег;
• Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас детей словами: смычок, скрипач, народные, треугольники, металлофон, бубен, трещотки, ложки, рубель, колотушка, музыкальный топорик, коробочка
• Развивать музыкально – ритмические способности детей и танцевальное творчество;
• Развивать навык игры на инструменте индивидуально и в оркестре;
• Воспитывать любовь к музыке, чувство коллективизма.
Предшествующая работа: разучивание песни «Дождик», знакомство с игрой
«Веселый бубен», игра на детских музыкальных инструментах на занятиях.
Оборудование:
1. Барабан;
2. Музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, бубен, трещотки, ложки, рубель, колотушка, музыкальный топорик, коробочка;
3. Шумовые инструменты: дождь, бумага, картонные трубочки.
4. Зонт с нарисованными инструментами;
5. Портрет композитора А. Вивальди;
6. Картина осени;
7. Картинка скрипки;
8. Аудиозапись музыкального произведения «Осень» А. Вивальди.
9. Музыкальный центр.
Ход занятия:
Тихо звучит музыка Антонио Вивальди «Осень» дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в страну музыкальных инструментов. Поможет нам в этом волшебный барабан: под чёткий ритм барабана мы будем маршировать, а под быстрый ритм лёгко на носочках бежать.
- Кто может простучать ритм марша и бега?
- Сейчас Саша Н. нам будет отстукивать ритм, а мы будем выполнять соответствующее движение.
Выполняется упражнение «Ходим – бегаем»
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно выполняли движение, не ошиблись.
Воспитатель: Вот мы и добрались в страну музыкальных инструментов. Посмотрите как здесь красиво, вокруг много различных инструментов. А Вы слышите, что звучит какая-то музыка?
Звучит музыка Антонио Вивальди «Осень»
(давайте сядем на ковер)
Музыкальный руководитель: ребята, послушаем музыку.
Вы узнали, какой инструмент звучал? (скрипка)
Музыкальный руководитель: да, это скрипка. Скрипка играет в симфоническом оркестре. Ни у одного музыкального инструмента нет такого трепетного, тонкого, высокого, ясного звука.
Рассматривают картинку скрипки: Скрипка состоит из корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. А кто знает, как называется вот эта палочка, которой водят по скрипке? (смычок) Повтори Саша, Ксюша как называется эта палочка. Сделан смычок из конского волоса.
Скрипка – один из основных музыкальных инструментов в оркестре. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами.
- Как называют людей, которые играют на скрипке? (скрипач)
Музыкальный руководитель: Какой звук у скрипки? (У скрипки звук звонкий, высокий, ясный, светлый)
Музыкальный руководитель: Произведение, которое мы с вами прослушали, написал итальянский композитор Антонио Вивальди (показывает портрет композитора, называется произведение «Осень». Давайте еще раз послушаем музыку.
Музыкальный руководитель: Ребята, какая музыка по характеру? (Спокойная, ласковая, чуть-чуть грустная). Какую осень нам рисует музыка? (Пасмурную, дождливую, холодную или теплую, солнечную)
Музыкальный руководитель: о чем рассказала нам музыка? (об осени, о том, что светит солнышко, деревья стоят красивые с желтыми, красными листочками. Легкий ветерок играет с листочками)
- Какое вам настроение передает музыка? (радостное, веселое)
Музыкальный руководитель ставит на мольберт картину осени и рассказывает:
- Вы правы, осень радует нас красотой деревьев, удивительным сочетанием цветов: зеленый, красный, оранжевый, красный. И именно скрипка помогла нарисовать всю красоту природы.
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы можем услышать осенью? (шелест листьев, шум дождя и ветра)
Музыкальный руководитель: Я так хочу исполнить музыку осени, вы мне поможете? В стране музыкальных инструментов, есть шумовые инструменты. Давайте возьмем и попробуем сыграть на них музыку Осени.
- Вы будете дуть на трубочки – мы услышим, как дует ветер, чтобы услышать шелест листьев будем сминать бумагу, а услышать звук дождя нам поможет инструмент – дождь.
Игра на шумовых инструментах звуки осени.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! С помощью шумовых инструментов мы с вами услышали звуки осени. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, помогите мне отгадать загадку: (Его ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся (дождик). Конечно же, это дождь, мы его ждем, а как он начнется, мы сразу прячемся под зонт, забегаем домой.
- Осенью очень часто идут дожди. А какой бывает дождь? (Сильный, слабый, редкий, частый)
Музыкальный руководитель: мы сейчас попробуем на металлофоне показать частый дождь, редкий дождь (ребёнок играет, а остальные прохлопывают ритм). Молодцы!
Музыкальный руководитель: Сейчас мы будем петь песню про дождь, но сначала нам нужно подготовиться к пению, выполнить артикуляционную гимнастику и распоемся.
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Лошадка», «Котенок потерялся».
Упражнения для распевания: «Глисанда», «Лесенка»
Музыкальный руководитель: давайте споем песню «Дождик», а припев подыграем себе на музыкальных инструментах. А каким инструментом мы можем показать капельки дождя? (треугольником, металофоном).
Исполняется песня «Дождик»
Воспитатель: А что нам нужно, чтобы дождик нас не промочил? (Зонтик) Правильно, ребята это зонтик! В этой стране музыкальных инструментов и зонтик необычный. Посмотрите на него. Что изображено на нём (музыкальные инструменты).
Музыкальный руководитель: Давайте назовём их. (бубен, трещотки, ложки, рубель, колотушка, музыкальный топорик, коробочка) Молодцы, ребята, вы назвали правильно эти инструменты, а как назвать эти инструменты одним словом? (народные) Правильно, это народные инструменты, а вместе они звучат в оркестре народных инструментов.
Музыкальный руководитель: Давайте встанем в круг и поиграем с нашим музыкальным зонтиком.
Игра с зонтом.
Зонтик медленно вращаем
Ручкой глазки закрываем,
Зонтик будет выбирать
На чём тебе сейчас играть!
Дети открывают глаза, и каждый ребёнок берёт тот инструмент, изображение которого видит перед собой.
Музыкальный руководитель: Артисты взяли себе инструменты, давайте сыграем в оркестр народных инструментов.
Исполняется русская народная мелодия с использованием
русских народных инструментов.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в веселую игру, вставайте в круг. Вы будете передавать бубен из рук в руки, и говорить слова:
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот в кругу попляшет нам.
– Тот, у кого окажется бубен, будет выполнять любое движение, а мы хлопать, потом все вместе будем выполнять это движение под музыку.
(Дети выполняют танцевальные движения)
Игра «Веселый бубен»
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад (звучит музыка А. Вивальди, дети закрывают глаза, кружатся, открывают глаза). Вот мы и детском саду.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось путешествие по стране музыкальных инструментов? С каким инструментом познакомились?
На чём Вы сегодня играли? Какие инструменты нам помогли изобразить шум дождя, ветра, шелест листьев? Что вам понравилось больше всего?
На следующих занятиях мы познакомимся с другими инструментами симфонического оркестра и еще будем путешествовать.