Галина Буланович
Книжка-приложение. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием малых форм фольклора для дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклорных песенок, потешек, считалок, скороговорок для развития правильного произношения (воспитание звуковой культуры речи)
Книжка-приложение.
Потешки
Ходит сон по лавочке
В розовой рубашечке,
А дрёма-то по другой
В рубашонке голубой.
Ходит сон
Близ окон,
Бродит дрёма
Возле дома,
И глядят
Все ли спят
Заучивание потешки введение новых слов:
«голубой» и «розовый».
Публикация «Книжка-приложение, Методические рекомендации по проведению занятий с использованием малых форм фольклора для дошкольников,» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Упражнение «Назови цвет одним словом».
Воспитатель показывает две полоски бумаги с оттенками одного цвета, дети должны назвать цвет одним словом (темно-зеленый, светло-розовый, темно-синий).
Спи, дитя, до утра,
До утра, до солнышка,
Будет пора,
Мы разбудим тебя.
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе.
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают, заглядывают –
Спать укладывают.
Занятие по развитию речи с использованием рисунка «Зима» (Весна, Лето, Осень)
Программное содержание: учить составлять рассказ
по картине, придумывать самостоятельный сюжет, не
Связная речь повторяя содержания рассказов других детей.
Учить использовать выразительные средства при опи-
сании зимы.
Учить выделять существенные признаки зимы. Уп-
Словарь ражнять в подборе определений, синонимов, познако-
мить с многозначностью слова: идет – падает (снег) .
Звуковая Упражнять в правильном произношении звуков «с»,«з»,
культура подбирать слова с этими звуками. Упражнять в умении
речи изменять силу голоса, темп речи.
Воспитатель показывает рисунок «Зима», предлагает рассмотреть и задает вопросы:
1. Что изображено на этой картинке?
2. Как можно догадаться, что изображена зима?
3. Какие слова можно сказать про зиму, какая она?
Воспитатель дает задание: «Придумай рассказ про то, что изображено на картине».
Рассказ должен быть интересным и коротким. Не забудьте охарактеризовать зимний день. Не повторяйте содержание рассказа других детей.
Выслушав три – четыре ответа, педагог оценивает рассказы и задает вопросы:
1. Скажите, что бывает только зимой?
2. Чем отличается зима от других времен года?
В рассказе Алеши было выражение «снег идет». Как можно сказать по - другому? (Снег падает, ложиться, летит, кружиться, снегопад.)
Следующее упражнение: подобрать определения к названному слову, например: зима – морозная, снежная, белоснежная… Затем воспитатель загадывает загадки: «Я, как песчинка, мал, а землю покрываю». (Снег, «Скатерть бела весь мир одела». (Снег). Педагог предлагает назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками «с» и «з», относятся к зиме, но не показаны на картине. Воспитатель произносит скороговорку: «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб». Затем следующую скороговорку: «Бежит лиса по шесточку: «Лизни, лиса, песочку!». Проводиться «гонка» скороговорок (дети делятся на две подгруппы, каждая имеет свою скороговорку). Кто кого перегонит.
Скороговорки.
Скороговорки произносятся сначала медленно,спокойно, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее- четыре раза и, наконец, в восемь раз быстрее- восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санька скок, Сеньку с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Клава клала лук на полку, угощала им Николку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
От топота копыт пыль по полю летит.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Курочка пестра- пестра, уточка с носка плоска
Бежит лиса по шесточку : «Лизни, лиса, песочку!»
Шли сорок мышей, несли сорок грошей;
две мыши поплоще несли по два гроша.
Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала.
«Курочка- рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком».
Пословицы и поговорки
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, явление и т. п. Пословица по содержанию характеризуются тем, что заключает что заключает в себе определённую мысль, законченное суждение. В первой части пословицы ставится условие, а во второй- вывод.
Поговорки - это лишь элемент суждения, часть законченной мысли, меткое образное определение.
• От одного слова да навек ссора.
• Сперва подумай, потом говори.
• Хвастать не косить: спина не заболит.
• Делано наспех и сделано на смех.
• Каков мастер, такова и работа.
• И зимой будет ягода, если заготовить загодя.
• Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.
• В зимний холод всякий молод.
• Шубка – зимой не шутка.
• Зима весну пугает, да сама тает.
• Ранней весной сверху печёт, снизу студит.
• Сколько проталин, столько и жаворонков.
• Тает снег от земли, а лёд от воды.
• Апрель – обманщик; на дню семь погод.
• Апрель землю красит: воду подбирает, цветы раскрывает.
• Весной вода тепла набирает.
• Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
• Майский день что слово ласковое.
• Май леса наряжает, лето в гости приглашает.
• В летнюю пору заря с зарей сходятся.
• В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую домой несут.
• Лето запасает, а зима подбирает.
• В июле жарко, а расставаться с ним жалко.
• Август варит, сентябрь на стол подаёт.
• Ветры – ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.
• Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.
• Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
• Ноябрь зиме дорожку кажет.
• Декабрь спросит, что лето припасло.