Федорук Марина
Фотоотчет о музыкальном занятии «Клавесы — теория и практика»
▼ Скачать + Заказать документы
Клавесами, или Клаве называют две палочки из твёрдого дерева, ударяя которыми друг о друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок композиции. Этот незамысловатый инструмент пришёл к нам из Кубы. Это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, который ещё называют палочки – стучалочки или ритмические палочки. На них можно играть в группе или в одиночку. Музыкальный руководитель может использовать игру на клавесах периодически, а не систематически, причём, как в качестве ритмического упражнения, так и качестве исполнения под музыку в виде шумового оркестра. Клавесы удобны ещё и тем, что не требуют каких-либо навыков при игре, а эффект для развития чувства ритма не уступает эффекту при игре на других музыкальных инструментах, таких как бубенцы, барабан или бубен. А для развития мелкой моторики их значение вообще трудно переоценить, К тому же, известны различные способы игры на клавесах. Помимо обычного стука друг об друга, мы их катаем между ладошек, кладем на ладошку и держим баланс, стучим торцевой частью, складываем в виде «клювика», молоточка, стучим по полу, и т. д. Также, клавесы отлично подходят для ритмизации стихотворного текста. В качестве такового подойдут ритмические попевки, которые может сочинить сам музыкальный руководитель.
Публикация «Фотоотчет о музыкальном занятии „Клавесы — теория и практика“» размещена в разделах
Помимо общего, совместного слаженного исполнения, действенным способом является поочерёдное исполнение каждым ребёнком одного и того же ритмического рисунка с сохранением метрической структуры или стук на определённую долю музыкального размера. Рассмотрим каждый из них отдельно.
2. Приёмы использования клавесов на музыкальных занятиях.
Метро-ритмическая пульсация.
С помощью клавесов можно отстукивать метро-ритмическую пульсацию на каждую долю такта, например: В руки палочки мы взяли и тихонько постучали.
Тук – тук – тук – тук, вместе палочки идут.
Использование различных приёмов игры.
Необходимо отметить, что использование подтекстовки существенно облегчает ребёнку овладение различными приёмами игры, т. к. текст иллюстрирует определённый способ стука. Например, песенка, мелодию к которой музыкальный руководитель может сам без труда придумать (см. видео)
Пример песенки с различными приёмами игры. Автор песенки педагог Картушина М. В.
Весёлые клавесы.
Палочками я стучу Стучим торцами клавесов друг об друга
Вот играть я как могу
Раз и два повторю
Превращения начну
Пластилин я раскатаю Катаем клавесы в ладошках
И колбаску покатаю
Раз и два повторю
Превращения начну
Птенчик клювик открывает Палочки в виде «клюва» открываем
Он со мною так играет Закрываем
Раз и два повторю
Превращения начну
Рожки острые смотри Ставим клавесы на голову
Не бодаются они Немного раскачиваемся
Раз и два повторю
Превращения начну
Мы моторчик заводили Крутим палочками «моторчик»
Покататься мы решили
Раз и два повторю
Превращения начну
Взяли в руки молоток Стучим по торцу клавеса
Строим домик невысок
Тук-тук молоток
Строим домик невысок.
Для усложнения исполнения метрической пульсации, интересно попробовать сочетание ударов палочек друг о друга с ударами палочек об пол. Для этого удобнее всего расположиться в кругу на полу, сидя на коленях. Сначала удобнее использовать подтекстовку, например. (см. видео)
Две лошадки.
Скачут, скачут две лошадки, но, но, но! - об пол друг о друга
Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!
Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!
Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да! - друг о друга и об пол
Быстро в город нас домчите, да, да, да!
Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп! друг о друга и вверх
Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!