Баторова Татьяна Батожаповна
Классный час по творчеству эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова — Онёлон
▼ Скачать + Заказать документы
1 Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и ее обоснование (актуальность) : Духовное и нравственное воспитание.
Классный час по творчеству эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова - ОНЁЛОН
Актуальность: Формирование эстетической культуры учащихся через освоение ценностей предков, способности поставить себя на место человека как носителя культуры, понять его мысли, поступки. Все это можно реализовать с помощью работы над картинами самобытного художника Марфусалова Николая Елисеевича. В процессе знакомства с творчеством эвенкийского художника Н. Е. Марфусалова – Онёлон и через восприятие художественного полотна дети учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции.
Публикация «Классный час по творчеству эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова — Онёлон» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2 Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия).8 А класса, 14 лет.
3 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя, связь с другими мероприятиями ее преемственность.
Мероприятие проводится в рамках месячника Методического объединения родных языков в ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия).
4 Цель: развитие у учащихся умение видеть, наблюдать, умение эмоционально, ярко, образно передавать свои впечатления, своё отношение к картине.
Задачи: - создать условия для того, чтобы ученик мог уловить и передать дух таёжного мира через рисунок и рассказ.
- подготовить презентацию творческих работ с учетом индивидуальных способностей учеников.
Ожидаемый результат: выпуск брошюры с творческими работами учащихся.
5 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Открытый классный час по по творчеству эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова – ОНЁЛОН был проведен в рамках месячника родных языков и культуры.
6 Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов. Для проведения классного часа я использовала метод проектов. Модельный метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Метод описания картин.
Классный час урок-конференция, где каждый ученик перед классом представляет свою творческую работу.
7 Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
1 этап - поиск информации для классного часа.
2 этап – работа с картинами художника, просмотр видеоархива В. П. Марфусаловой.
3 этап – Составление плана классного часа.
4 этап – Проведение классного часа.
8 Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия, (кадровые, методические, материально-технические и информационные) – альбомы с иллюстрациями картин Н. Е. Марфусалова – Онелон, видеопроектор, ноутбук.
9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Для проведения классного часа классному руководителю необходимо:
- опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;
- темы, содержание классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед, традиций школы;
- определить творческие группы учащихся по желанию и возможностям.
Классный час по творчеству эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова - ОНЁЛОН
Каждый классный руководитель стремится, чтобы его классные часы были интересными и увлекательными, повышая тем самым интерес у обучающихся к истории и традициям своего народа. Акцент ставится на формирование эстетической культуры учащихся через освоение ценностей предков, способности поставить себя на место человека как носителя культуры, понять его мысли, поступки. Все это можно реализовать с помощью работы над картинами самобытного художника Марфусалова Николая Елисеевича. В процессе знакомства с творчеством эвенкийского художника Н. Е. Марфусалова – Онёлон и через восприятие художественного полотна дети учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции. Картины Николая Елисеевича – это своего рода уникальное наглядное пособие по изучение родного края. Они будят воображение и приобщают к высокому миру искусства народов Севера.
В нашей школе «Арктика» г. Нерюнгри, республики Саха (Якутия) учатся дети малочисленных народов Севера из разных мест компактного проживания. Дети Севера очень талантливы к художественному творчеству и обладают богатой фантазией. Особенно сильно эти способности раскрываются, когда используется метод описания картин по мотивам произведений эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова – Онёлон.
Вот что рассказал об этом художнике его правнук Павлов Святослав.
О моем прадеде…
Николай Елисеевич родился 1 апреля 1924 года в верховьях Амги в семье эвенков – кочевников из рода Пуягир – Джобулга. Его сородичи кочевали по междуречью Амги, Алдана и Лены. Эвенки с малых лет приучали своих детей к таежной жизни. Малыши очень рано выходили на охотничью тропу. Постоянное общение с природой родного края воспитывало в ребенке любовь к миру, неведомому, полному тайн и красоты…После окончания 9 класса Томмотской средней школы был призван в армию, служил на Востоке. В 1943 г. направлен в школу младших авиаспециалистов, базировавшуюся под Великими Луками Псковской области. Демобилизовался в 1948 году. Осенью 1949 года поступил на исторический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Был отличником учебы. Проучившись четыре года, из-за болезни вынужден был прервать учебу и вернуться на родину. Николай Елисеевич с полной самоотдачей занялся любимым делом. В 1984 году его картины «Бельчатник» и «Рыбак» заняли первое место на Всероссийском смотре народного творчества в Москве. В 1990 году принял участие на Международной выставке «Арт-Арктика», где также были отмечены его талантливые работы. Полотна выставлялись в Торонто (Канада) и Анкоридже (Аляска). Часть картин приобретена для частных коллекций.
Картины самобытного эвенкийского художника обладают большой познавательной информацией, так как они описывают мир недоступный каждому. Каждая картина художника - это яркий рассказ о таежной кочевой жизни эвенков. Сами картины художника уникальны, так как он воспроизводит в своих картинах тот мир, который окружал автора в его детстве.
Уникальность Николая Елисеевича состоит в том, что он, не имея художественного образования, мог написать такие шедевры, где он с точностью мог передать весь колорит кочевой жизни эвенков. Таких картин, как у него, больше нет ни у кого из художников.
Как работать над сочинением-описанием и иллюстрациями к картинам?
В зависимости от жанра сочинения существуют определенные правила его построения и специфика раскрытия темы. Однако, на первом плане всегда остается умение проникнуться чувствами, которые вызывает художественное произведение, выразить свое видение картины, разобраться в средствах художественной выразительности. Но выразить свои мысли не так и просто. Хочу поделиться своим опытом работы о том, как на уроках дети пишут сочинение - описание по картине, а также создают свои творческие работы.
Ниже приведу конспект классного часа – конференции по творчеству эвенкийского самобытного художника Николая Елисеевича Марфусалова – Онёлона.
Цель: развитие у учащихся умение видеть, наблюдать, умение эмоционально, ярко, образно передавать свои впечатления, своё отношение к картине.
Задачи: - создать условия для того, чтобы ученик мог уловить и передать дух таёжного мира через рисунок и рассказ.
- подготовить презентацию творческих работ с учетом индивидуальных способностей учеников.
Ожидаемый результат: выпуск брошюры с творческими работами учащихся.
Просматривая картины, дети также на уроках разрабатывают авторские пособия по окружающему миру, пишут сценарии по типу «Ожившая картина». Фантазия детей не имеет границ, поэтому я каждый раз удивляюсь и восторгаюсь творческим идеям наших учеников. Никогда не бывает двух одинаковых картин или рассказов.
Прием «Ожившая картина» – придумать монологи или диалоги персонажей известных картин. При выполнении задания этого типа ученики должны точно представлять, что им необходимо продемонстрировать исторические и этнографические знания, поэтому данное задание может быть с привлечением дополнительной литературы по культуре и языку эвенков.
Например, картина «Вечерняя трапеза», где изображены эвенки вечером после тяжелого трудового дня. Ученица 8 класса Алексеева Туйгуна провела параллель этой картины с рассказом известного русского писателя Виктора Астафьева «Уха на Боганиде», и написала сценарий к картине. Здесь она нашла много общего между двумя совершенно разными народами: русским и эвенкийским. Но суть сводится к тому, что вечерняя трапеза – это венец всех дневных свершений и забот.
Сценарий к картине «Вечерняя трапеза»
Рассказчик: Был обычный день, день охотников – промысловиков. Кадровые
охотники Ондуо и Мэхэлэчээн из эвенкийской общины «Чоомполо» пошли на охоту на соболя. Их охотничьи угодья были богаты соболями. И перед тем как выйти из палатки, Ондуо и Мэхэлэчээн покормили по древнему обычаю огонь, попросили дух охоты дать им удачи в охоте.
Ондуо (сидя на одном колене) : Огонь-дедушка, пошли нам удачу на охоте! Пусть Байанай пошлет нам пушного зверя!
Рассказчик: Идут они по лесу и вдруг их собака Кырынаас залаяла, они увидели соболя. Соболь зверек хитрый, как только услышал лай собаки, он взобрался на высокое дерево и спрятался там. Но друзья не расстроились, они с детства знают, как нелегок труд охотника. И вот они на обратном пути решили проверить свои капканы, и тут им улыбнулся дух тайги. У каждого из друзей в капкан попались по одному соболю, да какие это были красивые соболя!
Мэхээлэчээн: О-о-о! У меня сегодня удачный день! Смотри, Ондуо! Какой соболь попался мне в капкан! Вот жена обрадуется!
Ондуо: Да-а! Бог охоты нам сегодня улыбнулся! И мой капкан не пустой! Соболь! И какой красивый! Черный! Целый год мы готовимся и ждем именно этого момента – радости от такой удачной охоты!
Мэхэлэчээн: Ну, Ондуо, пойдем домой, обрадуем стариков Кэтириис и Костокуунэ. Многому я обязан старику Костокууну, это ведь он научил меня всем премудростям охоты.
Ондуо: А Кэтэриис бабушка, наверное приготовила вкусный ужин и ждет нас.
Рассказчик: И вот радостные охотники возвращаются в себе в палатку. Перед
тем, как войти в палатку, они стряхивают иней и снег с мукукэ-зимней шубы. Снимают охотничьи шубы на улице, чтобы те не пропахли человеческим запахом, а то потом все звери в тайге разбегутся от чужого запаха.
Костокуун: Ок-се! Моим сородичам дух тайги сегодня улыбнулся! Наградил вас за ваше терпение и упорство. Молодцы! Богатый Байанай поделился своим богатством.
Рассказчик: Старик Костокуун проводит старинный охотничий обряд, который проводят после удачной охоты на соболя.
Костокуун: Родители твои, старшие братья и сестры,
Младшие братья и младшие сестры твои,
Да и вся твоя родня обширная,
Пусть направляет следы на запах этого дыма.
Благославенная тайга – мать наша,
Посылай моим сородичам зверя, не оскудевая!
Кэтириис: Садитесь за стол, кушайте и рассказывайте. Я за день столько дел
успела сделать, с утра выделала камусы, заплатки на ваши торбаза пришила. Удачный день прошёл сегодня у всех нас. Пусть завтра такой же день настанет…
Рассказчик: Венец всех дневных свершений и забот – вечерняя трапеза, это то время, когда можно насладиться итогом свершившихся за день дел, обдумать и обговорить, посоветоваться с близкими, родными тебе людьми, которые, как и ты, своим каждодневным трудом делают нашу жизнь лучше.
Спасибо за внимание!
Ученика 8 класса Кауля Кирилла картина «Волки и вороны» вдохновила на написание целой мини-баллады, где он описывает последние моменты жизни сохатого.
Последняя история
Где – то темной ночью, бродит одинокий лось.
Два злых волка следят за ним зорко.
Но лось, поздно заметил убийц,
Опустив голову, он душою поник.
Он знал, что скоро наступит его смерть,
Но не собирался сдаваться.
Стал быстрее бежать, по сторонам смотреть.
Он знал, что скоро придется сражаться.
Два волка бежали, жадно смотрели на добычу свою,
Пытаясь напугать его сильнее и сбить его с ног.
Они знали, что выиграют в этом бою,
Но лось бежал, не останавливался, пытался, как мог.
Но вот наступил тот момент,
Когда лось уже сдался.
Убийцы стали нападать на лося,
Он был без сил и уже не сопротивлялся,
И вот пошла первая слеза.
И волки, сбив его с ног, стали грызть лося.
Он лежал, а в глазах у него печаль.
Вот и закончилась жизнь сохатого,
Жизнь дается многим нелегко!
Мартушенко Инанна так же под впечатлением от картины «Олени на нагорье», написала стихотворение, где она красиво описывает бег оленей в лунную ночь, сравнивая их с птицами.
Олени на нагорье
В зимнюю стужу,
Когда светит луна,
Небо звёздами ночью полна.
Олени бегут по нагорью,
Как птицы в небе летят в небеса.
Что за диво! Вот чудеса!
Один из оленей сбился с пути,
Куда же ему дальше идти?
Я верю, олень, не собьёшься с пути,
Ведь тебя очень трудно найти.
Но не бойся ты темноты,
Скоро мы будем вместе я и ты…
Еремеев Спартак, эвенк из Олекмы написал под впечатлением от картины
«Охотник», очень трогательное стихотворение, где он описывает свою тоску по родине, по родным братьям и сестрам.
«Домой»
Олень мой, родной,
Неси меня домой
По речке моей замерзшей,
По долине моей хорошей.
Неси меня, домой!
Ждут меня, мои родные:
Братья и сёстры озорные,
Меня провожает небесный свод
С родными станцевать бы хоровод.
Неси меня, домой!
В заключение хочу сказать, что классный час по творчеству Н. Е. Марфусалова провожу в виде урока-конференции, где каждый ученик перед классом представляет свою творческую работу. И каждый раз я отмечаю, что мои ученики с удовольствием пишут рассказы и стихи на картины Николая Елисеевича Марфусалова – с готовностью редактируют их, переписывают и радуются своему труду.
Цитаты из выступления Николая Елисевича, наполненные глубоким смыслом и добрыми пожеланиями перед учениками ЗСШИ им. Г. М. Василевич - 1996 г, п. Иенгра.
- Надо уметь наблюдать, запоминать и обладать хорошей памятью – и все это
для того чтобы все эту красоту воспроизвести на картине.
- В мире нет вторых таких картин, они единственные – потому что я изображал
ту таежную жизнь, в которой я вырос.
- Я никогда, никому не подражал – будьте всегда верны себе, в этом заключается
мудрость.
- Призываю вас, развивайте свой талант, занимайтесь – это очень интересно!
Ссылки на источники:
1. Марфусалова В. П. Традиционная культура эвенков. Учеб. пособие для среднего школьного возраста. - НКИ «Бичик»,Якутск 2005 г. Якутск. С – 1-12.
2. Королева И. А., Проферансова М. Ф. Давай учиться рисовать / Под ред. Е. М. Золотарева М. : ЗНУИ, 1993. - 70 с.
3. Орешников В. О композиции // Юный художник. - 1990. - № 2.