Ольга Абрамцова
Сценарий досуга «Казачка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Казачка в гостях у ребят.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Донском крае, его природе через радостное событие – приход гостьи.
Задачи:
- закрепить знания детей о растениях степи, способах приспособления их к условиям жизни в сухом и жарком климатическом поясе,
- вызывать интерес к природе Донского края,
- воспитывать любовь к Родному краю, через легенды и сказки Дона.
Мотивация: личная заинтересованность ребенка, через речевое общение с гостьей.
Публикация «Сценарий досуга „Казачка в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2014
Материалы: корзина с травами, герб г. Волгодонска, мешочки с ароматными травами на каждого ребенка, буквенный конструктор, декорации к сказке, материал для конструирования рыбки способом оригами.
Предварительная работа: рассматривание гербариев степных трав, рассказ воспитателя о травах, чтение донских сказок.
Ход.
Казачка: Здорово дневали!
Воспитатель: Здравствуйте
К: Это детский сад? Как он называется? А в какую группу я попала? Я казачка из станицы Хорошевской. Наслышана я про, то что вы хорошо знаете наш край Донской, правда?
В: Да, А как вас звать – величать, гостья наша?
К: Зовут меня тетка …., а по батюшке….
В: Как же зовут нашу гостью? Значит … Ребята наши любят свой город, и интересуются историей своего края. Кто здесь жил раньше, что происходило на нашей земле, когда нас не было.
К: Неужели все знаете? Вот я и проверю. А садитесь – ка, казаченьки, в тесный кружок посидим, побеседуем. Я хочу вам рассказать про свою путь дороженьку. Долго я к вам добиралась, шла я мимо хуторов, да станиц казачьих. А вы знаете, что называется станицей? Отдыхала в куренях. Шла степями вольными, а пока шла насобирала трав степных, вот хочу спросить вас, знаете ли вы какие травы растут в наших степях?
(дети рассказывают о травах, взрослый добавляет)
Ковыль
Ковыль называют «шелковой травой», когда он цветет его стебли плавно колышутся от дуновения слабого ветерка, и,кажется, будто ты стоишь среди безбрежного седого моря.
Служит кормом для скота и сырьем для бумажной промышленности.
Полынь
Издавна этой травой лечили больной желудок, бессонницу и потерю аппетита.
Иногда используют, как приправу к мясу. Растением, до появления искусственных красителей, окрашивали ткани в различные тона зеленого цвета. Побеги используют в изготовлении метелок и венков.
Перед дальней дорогой в отваре полыни мыли ноги – так они меньше уставали. В народе полынь называют: былина, быльник. Так же существует поверье, что полынь способна отпугивать злых духов, и люди развешивали пучки полыни в домах.
Бессмертник
Об этом растении поэт Анатолий Сафронов сказал так:
Как будто из меди его лепестки
И стебли свинцового цвета
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
Сорванный цветок остается сухим и ярки десятилетиями. Используется в зимних букетах.
Легенда.
Пришла к татарскому хану Батыю казачка Овдотья. Упала перед ним на колени с просьбой отпустить её брата. Удивился Батый смелости казачки, сорвал первый попавшийся под руки цветок и протянул его Овдотье со словами:
-Иди по моей Орде; пока цветок не увянет, ищи своего брата, если увидишь, кого из своей родни бери без выкупа.
Не знал Батый, что женщина сможет волшебную силу цветку передать- соберут её ладони и силу великую, и печаль грозную, чтоб не дать цветку увянуть. Долго бродила Овдотья по Орде и многих казаков спасла. А цветок все был жив и ещё краше стал. С той поры и назвали цветок бессмертником.
Чабрец (тимьян ползучий) – символ Донского края. Душистей, чем чабрец в степи цветка нет. Используется в медицине, как отхаркивающее и болеутоляющее средство. Отличный медонос.
Легенда.
Один казак уехал в далекие края, очень ему там понравилось, и решил он остаться на чужбине. Дома родные заскучали и послали за казаком гонца, чтобы тот рассказал, какими красивыми стали станичные девушки. Выслушал казак гонцов, и не вернулся. Второй раз послали гонца, и тот спел казачьи песни о родном Тихом Доне, но и песни не тронули сердце казака. В третий раз послали к казаку гонца, и дали ему с собой пучок чабреца. Понюхал казак чабрец и вспомнил степи широкие, Дон- батюшку, родную сторонушку и вернулся казак на Родину.
К: Какое степное растение изображено на гербе города Волгодонска? (степной тюльпан) Как еще называют его? (кубышка, лазорик).
- Ребята, а как можно определить, какая перед вами трава, если вы её не видите? (по запаху)
-Давайте с вами поиграем. Я приготовила мешочки, в которых зашиты травы, понюхайте их, и кто догадался, какая трава в мешочке, выложите первую букву названия из буквенного конструктора.
- А знаете ли вы, как приспособились жить в степи растения. (модель Николаевой-Небольшие и узкие листья – для меньшего испарения воды, сероватый цвет так как покрыты светлыми волосками защита от горячего летнего суховея, не дают листу сильно нагреваться)
(Достает из корзины тростник)
Посмотрите, я принесла вам ещё растения. Это тростник и рогоз. У нас его называют камышом. Посмотрите, какой формы у них листья, какие они на ощупь. Листья острые, твердые при заготовке этих растений нужно быть осторожным, так как можно пораниться. Как вы думаете, как использовали казаки эти растения в хозяйстве? (строительный материал, крыли крыши, разжигали печи, плели циновки)
-Как вы думаете, где растет это растение? Где, вы его видели? (на берегу рек)
- Как называется главная река нашей области?
- Почему его называют Тихим Доном? (за тихое течение)
- Послушайте стихотворение.
Под невысокою березой
Начало Дон свое берет
Из под травы земли московской
С Иван- озера течет.
- Где берет свое начало Дон?
Жарко солнышко печет
Река Дон течет, течет
А по Тихому по Дону
Сказка в гости к нам идет.
(Инсценировка сказки)
В одной станице, на берегу полноводной реки Дон жили старик- казак, да старуха –казачка, А в Дону у нас рыба водится прямо загляденье. (роли исполняют дети)
Старуха: - Старик! Сходил бы ты на Дон, поймал бы рыбку- леща!
Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю.
(берет удочку идет к реке, ловит)
Идее же рыба? Что же не клюет? Который час сижу, хотя бы раз объело. Ей не по вкусу видно червячок. Да разве ж это, братцы, дело?
Эх, раньше вот ловили чебаков,
Садок допрешь до хаты еле- еле…
А ноне – ты спроси у казаков
Уловы наши сильно поредели
Иде же рыба, что же не клюет?
Я что-то ничего не понимаю!
Так неужели ноне на обед
Старухе ничего я не поймаю?
Казачка: Не переживай дед, мы тебе поможем. Ребята, давайте сделаем для бабы рыбок. (работа с бумагой изготовление рыбок способом оригами)
Возьми дед рыбок и отнеси бабе. Какую рыбку вы сделали (дети складывают «рыбу» в садок и называют её)
Старик: (несет рыбу бабе) Вот я рыбку поймал, посмотри. Ну-ка живо ухи навари!
(старуха идет за плетень, выходит с чугунком)
Старик: Эх! Хороша донская ушица!
Старуха: А давай, старик, с тобой угостим ребят ухой!
Старик: давай!
Старуха:
Каждый пусть о встрече на память
Унесет отсюда светлую улыбку,
Ну, а мы вам подарим
Из ушицы маленькую рыбку.