Папки-передвижки

Сценарий досуга «Казачка в гостях у ребят»

Ольга Абрамцова
Сценарий досуга «Казачка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы

Казачка в гостях у ребят.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Донском крае, его природе через радостное событие – приход гостьи.

Задачи:

- закрепить знания детей о растениях степи, способах приспособления их к условиям жизни в сухом и жарком климатическом поясе,

- вызывать интерес к природе Донского края,

- воспитывать любовь к Родному краю, через легенды и сказки Дона.

Мотивация: личная заинтересованность ребенка, через речевое общение с гостьей.

Публикация «Сценарий досуга „Казачка в гостях у ребят“» размещена в разделах

Материалы: корзина с травами, герб г. Волгодонска, мешочки с ароматными травами на каждого ребенка, буквенный конструктор, декорации к сказке, материал для конструирования рыбки способом оригами.

Предварительная работа: рассматривание гербариев степных трав, рассказ воспитателя о травах, чтение донских сказок.

Ход.

Казачка: Здорово дневали!

Воспитатель: Здравствуйте

К: Это детский сад? Как он называется? А в какую группу я попала? Я казачка из станицы Хорошевской. Наслышана я про, то что вы хорошо знаете наш край Донской, правда?

В: Да, А как вас звать – величать, гостья наша?

К: Зовут меня тетка …., а по батюшке….

В: Как же зовут нашу гостью? Значит … Ребята наши любят свой город, и интересуются историей своего края. Кто здесь жил раньше, что происходило на нашей земле, когда нас не было.

К: Неужели все знаете? Вот я и проверю. А садитесь – ка, казаченьки, в тесный кружок посидим, побеседуем. Я хочу вам рассказать про свою путь дороженьку. Долго я к вам добиралась, шла я мимо хуторов, да станиц казачьих. А вы знаете, что называется станицей? Отдыхала в куренях. Шла степями вольными, а пока шла насобирала трав степных, вот хочу спросить вас, знаете ли вы какие травы растут в наших степях?

(дети рассказывают о травах, взрослый добавляет)

Ковыль

Ковыль называют «шелковой травой», когда он цветет его стебли плавно колышутся от дуновения слабого ветерка, и,кажется, будто ты стоишь среди безбрежного седого моря.

Служит кормом для скота и сырьем для бумажной промышленности.

Полынь

Издавна этой травой лечили больной желудок, бессонницу и потерю аппетита.

Иногда используют, как приправу к мясу. Растением, до появления искусственных красителей, окрашивали ткани в различные тона зеленого цвета. Побеги используют в изготовлении метелок и венков.

Перед дальней дорогой в отваре полыни мыли ноги – так они меньше уставали. В народе полынь называют: былина, быльник. Так же существует поверье, что полынь способна отпугивать злых духов, и люди развешивали пучки полыни в домах.

Бессмертник

Об этом растении поэт Анатолий Сафронов сказал так:

Как будто из меди его лепестки

И стебли свинцового цвета

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

Сорванный цветок остается сухим и ярки десятилетиями. Используется в зимних букетах.

Легенда.

Пришла к татарскому хану Батыю казачка Овдотья. Упала перед ним на колени с просьбой отпустить её брата. Удивился Батый смелости казачки, сорвал первый попавшийся под руки цветок и протянул его Овдотье со словами:

-Иди по моей Орде; пока цветок не увянет, ищи своего брата, если увидишь, кого из своей родни бери без выкупа.

Не знал Батый, что женщина сможет волшебную силу цветку передать- соберут её ладони и силу великую, и печаль грозную, чтоб не дать цветку увянуть. Долго бродила Овдотья по Орде и многих казаков спасла. А цветок все был жив и ещё краше стал. С той поры и назвали цветок бессмертником.

Чабрец (тимьян ползучий) – символ Донского края. Душистей, чем чабрец в степи цветка нет. Используется в медицине, как отхаркивающее и болеутоляющее средство. Отличный медонос.

Легенда.

Один казак уехал в далекие края, очень ему там понравилось, и решил он остаться на чужбине. Дома родные заскучали и послали за казаком гонца, чтобы тот рассказал, какими красивыми стали станичные девушки. Выслушал казак гонцов, и не вернулся. Второй раз послали гонца, и тот спел казачьи песни о родном Тихом Доне, но и песни не тронули сердце казака. В третий раз послали к казаку гонца, и дали ему с собой пучок чабреца. Понюхал казак чабрец и вспомнил степи широкие, Дон- батюшку, родную сторонушку и вернулся казак на Родину.

К: Какое степное растение изображено на гербе города Волгодонска? (степной тюльпан) Как еще называют его? (кубышка, лазорик).

- Ребята, а как можно определить, какая перед вами трава, если вы её не видите? (по запаху)

-Давайте с вами поиграем. Я приготовила мешочки, в которых зашиты травы, понюхайте их, и кто догадался, какая трава в мешочке, выложите первую букву названия из буквенного конструктора.

- А знаете ли вы, как приспособились жить в степи растения. (модель Николаевой-Небольшие и узкие листья – для меньшего испарения воды, сероватый цвет так как покрыты светлыми волосками защита от горячего летнего суховея, не дают листу сильно нагреваться)

(Достает из корзины тростник)

Посмотрите, я принесла вам ещё растения. Это тростник и рогоз. У нас его называют камышом. Посмотрите, какой формы у них листья, какие они на ощупь. Листья острые, твердые при заготовке этих растений нужно быть осторожным, так как можно пораниться. Как вы думаете, как использовали казаки эти растения в хозяйстве? (строительный материал, крыли крыши, разжигали печи, плели циновки)

-Как вы думаете, где растет это растение? Где, вы его видели? (на берегу рек)

- Как называется главная река нашей области?

- Почему его называют Тихим Доном? (за тихое течение)

- Послушайте стихотворение.

Под невысокою березой

Начало Дон свое берет

Из под травы земли московской

С Иван- озера течет.

- Где берет свое начало Дон?

Жарко солнышко печет

Река Дон течет, течет

А по Тихому по Дону

Сказка в гости к нам идет.

(Инсценировка сказки)

В одной станице, на берегу полноводной реки Дон жили старик- казак, да старуха –казачка, А в Дону у нас рыба водится прямо загляденье. (роли исполняют дети)

Старуха: - Старик! Сходил бы ты на Дон, поймал бы рыбку- леща!

Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю.

(берет удочку идет к реке, ловит)

Идее же рыба? Что же не клюет? Который час сижу, хотя бы раз объело. Ей не по вкусу видно червячок. Да разве ж это, братцы, дело?

Эх, раньше вот ловили чебаков,

Садок допрешь до хаты еле- еле…

А ноне – ты спроси у казаков

Уловы наши сильно поредели

Иде же рыба, что же не клюет?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели ноне на обед

Старухе ничего я не поймаю?

Казачка: Не переживай дед, мы тебе поможем. Ребята, давайте сделаем для бабы рыбок. (работа с бумагой изготовление рыбок способом оригами)

Возьми дед рыбок и отнеси бабе. Какую рыбку вы сделали (дети складывают «рыбу» в садок и называют её)

Старик: (несет рыбу бабе) Вот я рыбку поймал, посмотри. Ну-ка живо ухи навари!

(старуха идет за плетень, выходит с чугунком)

Старик: Эх! Хороша донская ушица!

Старуха: А давай, старик, с тобой угостим ребят ухой!

Старик: давай!

Старуха:

Каждый пусть о встрече на память

Унесет отсюда светлую улыбку,

Ну, а мы вам подарим

Из ушицы маленькую рыбку.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Развивающая игра «Сложи рыбку»Развивающая игра «Сложи рыбку» В процессе подготовки к открытому занятию "Гулянье в казачьей станице", с детьми был проведен ряд занятий по ознакомлению детей с природой.

Автор публикации:
Сценарий досуга «Казачка в гостях у ребят»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 14:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий досуга «Казачка в гостях у ребят»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Абрамцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД