Наталья Таратонкина
Казачий праздник
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №8 ВИНОГРАДИНКА»
«Казачьи посиделки»
(Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)
Цели и задачи.
• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.
• Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.
Публикация «Казачий праздник» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2012
• Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.
• Побуждать детей и родителей к активному участию.
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.
• Развивать музыкальные способности детей.
Предварительная работа
Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.
Подбор литературного материала.
Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.
Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.
Подготовка выставки.
Оформление музыкального зала в казачьем стиле.
Приглашение гостей. (школьники, коллектив «Хуторянка», юртовой атаман)
Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,
Дата проведения: 16 октября 2012 год
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Зал украшен в донском стиле: курень, колодец, лошадь, самовар на столе с угощением. Стоит казачка, ждёт гостей.
Хозяйка. Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки. А вот они и едут, ведерниковские казачата. Встречайте.
Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, встают вокруг хозяйки полукругом.
Гости. Здорово дневали, хозяюшка!
Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Гости дорогие! Слава богу на многие лета! Милости просим в наш курень! Собирайся, народ, в наш весёлый хоровод.
Песни петь да плясать, Всех вокруг собирать.
1-й ребёнок. Тихий Дон – река героев, счастье новой жизни.
Тихий Дон – казачья слава, милая отчизна!
2-й ребёнок. От Азовского сиденья вплоть до нынешних боёв
Прогремела в поколеньях слава донских казаков.
3-й ребёнок. Вспомним всех героев Дона, почесть предкам воздадим.
И на их делах достойных славу Дона возродим.
4-й ребёнок. Вольный Дон – любовь казачья, синегрудые ветра.
И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…
5-й ребёнок. Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,
И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.
Хозяйка. Встречайте наших гостей – казачат из Ведерниковской казачьей школы.
В зал под музыку заходят школьники в казачьих костюмах, встают полукругом за детьми старшей группы. Исполняют песню «Мы с тобой казаки». После песни дети из старшей группы садятся на стулья. Школьники исполняют песню «А у нас на Дону» (руководитель Жиров А. И.) После песен под аплодисменты выходят из зала.
Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?
Девочки. Мы вчера спустились к Дону
И водой умылися!
Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.
Ваши щёчки заалели,
Словно мака лепестки.
Мальчик. Как у нас на Дону – зорьки ясные,
Как у нас на Дону – ветры ястребы,
Как у нас на Дону – дали синие,
А казачки у нас говорливые.
Девочки-казачки исполняют песню «Вечер, вечер матушка».
Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня! Но казачка не только песней славится, но и пляской.
Девочки танцуют «Танец с коромыслами».
Хозяйка. Казачки, а знаете ли вы казачьи потешки?
Ребёнок. Запряжу я кошку в дрожки,
А дрожки в тарантас,
Повезу свою казачку
Всем соседям на показ.
Девочка. А я умница, разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да курица, кот да кошка,
Сосед Ерошка, да я немножко.
Девочка. Иди, Женя, танцевать,
На меня не дуйся,
Если жаль тебе сапог,
Так возьми – разуйся.
Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.
1-й казачок. Казак без коня не проживёт и дня.
2-й казачок. Казак сам не поест, а коня накормит.
3-й казачок. Не конь казака красит, а казак – коня.
4-й казачок. Казак без коня, что солдат без ружья.
Исполняют танец казачат с конями. После танца садятся.
(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)
Девочка. Приходи, Игнашка, трошкипогутарим с тобой.
Игнат. Меня маменька не пущает.
Девочка. А что такое?
Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.
Девочка. А ты другие портки надень.
Игнат. Вечерять кличут. Опосля приду.
Девочка. Ну ладно, опосля дак опосля. (уходит)
Стук в дверь. Заходят казачки из хора «Хуторянка». Кланяются, приветствуют.
Казачки. Здорово дневали, казаки и казачки!
Все. Слава Богу!
1-я казачка. Мы шли по вашей станице
Мимо вашего куреня,
Услыхали такое веселье,
Что ноги сами сюда привели.
2-я казачка. Не могу их удержать,
Так и хочется плясать.
Казачка. Примите нас в свойкарагод.
Хозяйка. А мы сейчас посмотрим какие вы казачки, знаете ли наши сказания, пословицы.
Казачки по очереди говорят пословицы и поговорки.
- Казаку всегда мила родная сторона.
-По казаку и Дон плачет.
- Каков казак отец, таков и сын молодец.
- Казак без коня, что воин без ружья.
- Дон тихий, а слава о нём громкая.
Ну а ваши казачата знают казачьи пословицы?
Хозяйка. А как же.
1-й ребёнок. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
2-й ребёнок. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
3-й ребёнок. Казачья смелость порушит любую крепость.
4-й ребёнок. Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.
5-й ребёнок. Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.
6-й ребёнок. На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
Хозяйка. Молодцы! Ну понравились вам наши станичники? Примите их в свойкарагод?
Все. Милости просим.
Хор «Хуторянка» исполняют песни «Виноград да на веточке» и «Казанники мои».
Ведущая. А знаете ли вы, как раньше было?
На степях было, на Саратовских
На реке, на Камышинке,
Там жили люди вольные
Люди вольные, роскошные,
Донские, гребенские и яицкие.
Был у них атаман, а у атамана свой помощник.
Назывался он есаул.
Собирались они во единый круг,
И думу думали, где зимовать.
Решили идти на Тихий Дон.
И прибегали на Тихий Дон мужики из России.
Они стали называть себя казаками, а войско своё – Донским.
Кто бы ни прибился к войску Донскому – становился вольным казаком.
Мальчики-казачки исполняют песню «Шашка».
Хозяйка. Молодые казаки-станичники, буйные головушки, кто охоту имеет свою удаль показать, нас старых казаков позабавить.
Игры.
Ведущая. На посиделках устраивали состязания.
А может на наших посиделках устроить состязания? Давайте попробуем.
1. Сбивание друг друга подушками.
2. Папаха. Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует. После игры дети садятся на стулья.
3. А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – современное значение и звучание. (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квёлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать могёт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)
4.
Хозяйка. А какие же это посиделки без девичьей пляски? Казачки свою удаль показали, а чем же им казачки ответят?
Девочки исполняют танец казачек.
Хозяйка. Ой, хороши казачки. Ребята, а давайте станцуем пляску хороводную и гостей наших с собой позовём.
Дети вместе с приглашёнными гостями исполняют хороводную пляску «Ярмарка» (руководитель Федина О. П.)
1-й ребёнок. На Дону гуляют волны,
Гребешками пенятся.
Мы умеем веселиться
И в труде не ленимся.
2-й ребёнок. Начинается песней могучею
Наша родная река.
Житом, пшеницей пахучею,
Добрым трудом казака.
3-й ребёнок. Ах ты, Дон, ты наш родимый Дон,
Как много ты для нас всех значишь!
Прими от нас земной поклон,
Земной поклон тебе казачий.
4-й ребёнок. В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя Донщина, Родина моя.
5-й ребёнок. Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз.
Дети исполняют песню «Казачата».
Хозяйка. На посиделки молодёжь приносила с собой еду. Казаки питались хорошо и разнообразно, пекли пироги, готовили казачье блюдо – тюря, варили уху, так как Дон без рыбы – это не Дон, ну а какой казачий стол без рыбы. А у меня уже и пироги поспели!
Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь и гостей потчевать время настало!
Дети садятся за стол, едят пироги с взваром.