Елена Ерилкина
Казачьи сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Родной край, донская сторона, широки твои степи, плодородны нивы, мелодичны напевы… Всё, что мы делаем в своей жизни, так или иначе связано с тобой. Я живу в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.
Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Смел, находчив, хитёр их герой, слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Всё по казачьим законам.
Публикация «Казачьи сказки» размещена в разделах
Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.
Мы с детьми подготовительной группы в рамках большого проекта уделили этой теме много внимания: знакомились с новыми произведениями, рассматривали их особенности, работали над словарём, проводили инсценировки, придумывали свои истории.
ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.
Задачи:
-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;
-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;
-воспитывать потребность жить по законам справедливости,
толерантности и добра.
А вот одна из сказок, которую мы сочинили:
КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.
В давние-давние времена в наших краях стали жить казаки. Понравилось им здесь: река воду, еду, глину и камыш для куреней даёт, земля - урожаи хлебные, на охоту тоже ходить можно. Хорошо!
А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.
ПОСЛОВИЦЫ
Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.
Где хозяин ходит, там и хлеб родит!
Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.
Задачи:
-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;
-развивать мышление, аналитические способности;
-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить
подбирать пословицы к тексту;
-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.
Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку, и получилась настоящая книга:
А вот и сами сказки :
ПАПАХА.
Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась. Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.
Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка, вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался. Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.
Казачьи слова : ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.
ПОСЛОВИЦЫ
Если голова цела, то на ней должна быть папаха.
В стремя ногой – расстанься с головой.
Казак с конём и ночью, и днём.
КУРЕНЬ.
Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.
Пришёл казак, сел на бережок Дона-батюшки и стал думу о дальнейшем житье-бытье думать. Надо бы жёнкой обзавестись, да привести некуда, как дом построить? Вдруг ему на руку камешек с неба упал. Поднял казак голову и видит : ласточка-касатка кружит, знак какой-то подаёт. На второй день уронила комочек глины, на третий – камышинку, а на четвёртый – деревянную палочку. Догадался казак, о чём ему птаха сказать хотела, и принялся за дело. Низы дома сделал каменные, чтоб вода не заливала, верхи - из глины, чтоб семья не замерзала, крышу - камышовую, чтоб дождь не мочил, окна, двери, украшения- деревянные, чтоб душа, глядя на красоту, радовалась. И назвал свой дом куренём, что означает «круглый», потому как все комнаты по кругу обойти можно.
Поехал казак по белу свету супружницу себе искать. И нашел. Красавица чудная: брови-стрелы, глаза-изумруды, губы - ягода спелая. Привёз на родину. И зажили они ладно да мирно: казак в поле хлеб растит, на охоту и рыбалку ходит, в кузнице молотком стучит, из лозы корзины плетет; ладушка его по дому хозяйничает: стряпает, рукодельничает, чистоту блюдёт да детушек малых растит. Так и сейчас живут да вам того же желают.
Казачьи слова : СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.
ПОСЛОВИЦЫ
Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
Каждый казак - государь в своём дворе.
КНЫШ.
В станице в казачьей, да в куреньке в белёном жили - солнышку радовались дедушка и бабушка. И вот однажды старый казак говорит своей супружнице:
-Завела бы ты кныш со шкварочками!
-Та я зараз,- говорит старуха.
Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.
А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:
-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!
А тесто в ответ:
-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!
Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.
Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.
Бабуля в это время проснулась, потянулась и пошла в курень. Смотрит, а макитра пустая. Погоревала- погоревала, да делать нечего, пошла по станице пропажу искать. У кого ни спросит - никто не видел. Пришла на бережок, а там кныш готовый лежит, румяный да горячий. Обрадовалась старушка, схватила его и бегом домой, а дед её уж у плетня встречает: «Пока у бабушки поспеют кныши, у дедушки не останется и души.»
Казачьи слова : КУРЕНЬ – казачий дом; КНЫШ – казачий хлеб; ШКВАРКИ – остатки от вытопленного сала; ЦЫБАРКА – ведро; КАРГА – ворона, ЗАРАЗ - сейчас.
ПРУТИК.
Жили-были в давние времена в наших краях казачьих дедуня с бабуней. Жизнь пролетела, работы переделано – на несколько жизней хватило бы, курень – полная чаша, а вот деток Бог не дал. А казак мастер был на все руки, а особенно хорошо лозу плёл. И вот однажды вечерком засиделся старик за работой, а утром суружница его глаза открыла и ахнула: посреди стола в зале плетёный мальчишка стоит. Ну точь-в-точь как живой. Вдруг глазками заморгал, в ладоши захлопал, ножкой топнул и прыг на пол. «Здорово ночевали, батяня и маманя!» - говорит. Старуха в слёзы от радости, а казак повё л мальца во двор: хозяйство показывать да со станичниками знакомить.
И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошё лся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.
И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаё т: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.
Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.
И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок : догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.
Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.
Казачьи слова : ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.
ПОСЛОВИЦЫ
Казак- донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.
Закончив проект, я увидела результат: дети заинтересовались казачьей сказкой. Они с удовольствием и гордостью показывали нашу книгу и инсценировку сказки «Козёл-грамотей». А это хороший стимул для дальнейшей работы.