Елена Касаткина
Картотека осенних прогулок в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека прогулок в средней группе
Осень
Прогулка № 1
Наблюдение за наступлением холодной осени.
Как сейчас одеты люди? Почему? А как были одеты летом? Что появляется на лужах?
Опыт: С вечера налить воду в мелкую посуду, вынести на ночь. Утром обследовать льдинку. Какая она?
Худ. слово: «Осень» Плещеев.
П/игра: «Пилоты», «Птички и кошка».
Труд: собрать красивые листочки и камешки.
Индивидуальная работа: «Найди листок, какой покажу», «Подпрыгни повыше».
Прогулка № 2
Публикация «Картотека осенних прогулок в средней группе» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Наблюдение за разноцветными листочками
Предложить полюбоваться красотой листьев, закрепить цвета. Кто разукрасил листочки?
Листопад, листопад
Листья по ветру летят.
Разные, разные
Жёлтые и красные.
Опыт: вынести тёплую воду, оставить на улице, в конце прогулки потрогать, сравнить с началом.
П/игра: «Зайка серый умывается», «Школа мяча».
Труд: подмести листочки с веранды.
Индивидуальная работа: игра «Собери красные, жёлтые листочки»; ходьба по кочкам.
Прогулка № 3
Наблюдение за клумбами с цветами
Полюбоваться красотой цветов. Как называются цветы? Какого цвета?
Цветики, цветочки
Красивые головки…
Расцвели у нас в саду
Поливать я их пойду…
Опыт: «Тепло-холодно» (дети наблюдают за вянущими цветами на клумбе и выясняют, почему при достаточном количестве воды растения вянут – нет тепла, на холоде не могут питаться).
П/игра: «Найди, где спрятано», «Подбрось- поймай».
Труд: подмести вокруг клумб.
Индивидуальная работа: игра «Найди такой же цветок», «Поплывём в гости на пароходе».
Прогулка № 4
Наблюдение за льдом
Что случилось с водой в лужицах на асфальте? Почему на них образовался лёд? Взять лёд в руки рассмотреть его, обратить внимание какой он тонкий и прозрачный. Предложить посмотреть через льдинку на предметы.
Опыт: положить льдинку на ладонь.
Почему на ладони вода
И не стало кусочка льда?
П/игра: «Пилоты», «Цветные автомобили».
Труд: уборка участка от листьев.
Индивидуальная работа: имитация движений животных; упражнение в равновесии.
Прогулка № 7
Наблюдение за птицами
Загадка:
По двору шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Какие птицы прилетают к нам на участок? За чем они прилетают? Как себя ведут? Объяснить детям, что воробьи, голуби, вороны остаются зимовать, а другие птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. А почему они улетают? Объяснить, что длинный клюв дятла помогает найти корм зимой, длинный, мощный клюв вороны даёт возможность питаться отходами.
Труд: покормить птиц семечками.
П/игра: «Зайка серый умывается», «Через ручеёк».
Индивидуальная работа: прыжки из колечка в колечко; рассмотреть иллюстрации птиц, назвать части тела.
Прогулка № 11.
Наблюдение за рябиной.
Предложить найти на участке рябину и подойти к ней. Полюбоваться яркими ягодами. Какого цвета ягоды? На что похожи? Объяснить, что ягоды рябины очень полезны, в них много витаминов. Есть ли листья на рябине? Какого цвета?
Опыт: взять опавший листочек, отнести в группу, положить на солнышко, понаблюдать, что с ним произойдёт.
П/игра: «Птички и кошка», «Найди себе пару»
Труд: совместно со старшими детьми сгрести листья в кучу, а затем старшие дети унесут их в короб.
Индивидуальная работа: игра «Пролезь в обруч», «Добеги до флажка».
Прогулка № 12
Наблюдение за деревьями
Есть ли деревья на нашем участке? Какие? В какой наряд оделась берёза? А осинка? А рябинка? Какие стволы у деревьев: разные или одинаковые? Что есть на стволах? Предложить потрогать стволы. Гладкие или шероховатые? Ствол у дерева толстый или тонкий?
Листья все осыпались
Кучами лежат.
И деревья голые
Скучно так глядят.
П/игра: «Бегите к дереву, которое назову», «С кочки на кочку».
Труд: собирание красивых листьев для засушивания.
Индивидуальная работа: «Найди дерево по листу»; «Брось дальше».
Прогулка № 13
Наблюдение за дождём осенью
Ходит осень по дорожке,
Промочила осень ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Да и солнце скрылось где-то.
Тёплый осенний дождь или холодный? (предложить подставить ручки). Сильный или слабый? Что бывает на асфальте после дождя? Во что одеты люди в холодную, дождливую погоду осенью?
П/игра: «Мяч через сетку», «Поймай листик» (прыжки).
Труд: подмести веранду.
Индивидуальная работа: ловля мяча на расстоянии двумя руками; повторить с детьми стихи ранее выученные.
Прогулка № 14
Наблюдение за ветром
Есть ли на улице ветер? Как узнали?
Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Почему ветер гнёт деревья? Какой сегодня ветер: сильный или слабый?
Предложить посмотреть на султанчики.
Предложить изобразить ветер.
П/игра: «Листики и ветер», «Гуси-гуси».
Труд: собрать мусор на участке.
Индивидуальная работа: игра «Сбей кеглю», «Найди, где спрятано».
Прогулка № 15
Наблюдение за берёзой
Что есть у берёзы?
Показать, что у берёзы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие, что берёза очень стройное дерево.
Воспитатель предлагает детям подойти к берёзке, потрогать её ствол. Показать ветви, изобразить руками их величину, обойти берёзу кругом, полюбоваться её стройностью и красотой.
Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные берёзки.
П/игра: «Зайка серый умывается», «Самолёты».
Труд: подмести корабль, домик.
Индивидуальная работа: найти высокое и низкое дерево на участке; влезь на лесенку.
Прогулка № 16
Наблюдение за берёзой
Падают-падают листья…
Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья берёзы.
Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.
Лишь осень золотая
Лист опалит огнём –
Берёзка облетает,
Тоскует под дождём.
Опыт: тонет листик или нет (опустить в воду).
Труд: собрать листики для гербария.
П/игра: «Цветные автомобили», «Птички и кошка».
Индивидуальная работа: беседа о посёлке, в котором живём: как называется, какие есть дома? Как называется наш детский сад?
Прогулка № 17.
Наблюдение за берёзой
Как берёза готовится к зиме?
Показать детям, что берёза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнёт и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух. Что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают её плодородной. А весной под опавшей Литвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
Труд: сгребание листьев к корням берёзы.
П/игра: «Дотронься до мяча», «Такси».
Индивидуальная работа: закрепление понятий утро, день, вечер, ночь; прыжки с продвижением вперёд.
Прогулка № 18
Наблюдение за осенним небом в пасмурную погоду
Какого цвета небо? Почему? Объяснить детям, что осенью небо чаще бывает серым и хмурым, много тёмных туч. По тучам определить, есть ли ветер?
Туча солнышко закрыла
И включила в небе душ,
Грядкам влагу подарила,
А ребятам двести луж.
П/игра: «Пилоты», «Мяч через сетку».
Труд: помочь воспитателю собрать игровое оборудование и отнести в группу.
Индивидуальная работа: игры с ветрячками; метание мешочков в горизонтальную цель.
Прогулка № 19
Наблюдение за небом в ясную погоду
Сначала плавно, еле-еле
Они по воздуху летели,
Потом быстрей, быстрей поплыли.
Как их зовут, вы не забыли?
Есть на небе облака? Если есть, на что похожи?
Только в ясную, солнечную погоду небо чистое и голубое.
Опыт: положить деревянный предмет на солнышко, в конце прогулки потрогать, стал тёплым или нет?
П/игра: «Найди, где спрятано», «Гуси-гуси».
Труд: подмести веранду от листочков.
Индивидуальная работа: игра «Назови цвет предметов»; бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Прогулка № 20
Наблюдение за солнцем
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое!
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Есть сегодня солнышко на небе? Какое оно? Предложить протянуть руки и определить, греет оно или нет? Объяснить, что солнце греть стало всё реже и реже.
Опыт: вынести мокрую резиновую игрушку и положить на солнечное место. Как быстро высохла вода на игрушке?
П/игра: «Цветные автомобили», эстафета.
Труд: сбор осенних листьев
Индивидуальная работа: «Найди, что спрятано», «Прокати обруч».
Прогулка 21
Наблюдение за трудом дворника
Кто у нас на территории детского сада следит за чистотой? Кто убирает листья? Как зовут нашего дворника? Предложить детям помочь дворнику подмести опавшие листья.
Труд: помочь дворнику.
П/игра: «Подбрось-поймай», «Пилоты».
Индивидуальная работа: лазанье по вертикальной лестнице; бросание мячиков друг другу в руки.
Прогулка № 22
Наблюдение за цветами на клумбе
Мой сад с каждым днём увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст.
Какие цветы растут у нас на клумбах? Рассмотреть стебель, лист, цветок. Обратить внимание, что бархатцы дают семена, их можно собрать для посадки весной.
Труд: выкопать цветы для посадки в группе.
П/игра: «Пилоты», «Зайка серый умывается».
Индивидуальная работа: закрепление знаний цифр ранее изученных; метание мешочков в горизонтальную цель.
Прогулка №23
Наблюдение за цветами после заморозков
Что случилось с цветами? Почему они погибают? А что стало с цветами, которые мы пересадили в группу? Почему они радуют нас?
П/игра: «Перелёт птиц», «Найди, где спрятано»,
Труд: убрать цветники от повядших листьев».
Индивидуальная работа: прыжки с продвижением вперёд, отбивание мяча об асфальт одной рукой.
Прогулка № 24
Наблюдение за огородом
Куда мы с вами пришли? Что здесь растёт? Что мы садили весной? (семена). А что выросло? Рассказать детям, что уже пора собирать урожай и готовить грядки к зиме.
Труд: предложить детям собрать урожай на огороде, взрыхлить почву.
П/игра: «Зайка серый умывается», «Цветные автомобили».
Индивидуальная работа: беседа: «Что нам осень принесла»; игры с мячами.
Прогулка № 25
Наблюдение за листопадом
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Объяснить детям слово листопад и когда он происходит и почему? Предложить детям походить по опавшим листьям и послушать, как они шуршат.
Труд: собрать опавшие листья, отнести на носилках на грядки.
П/игра: «Перелёт птиц», «Школа мяча».
Индивидуальная работа: «Что бывает широкое, длинное», сочинение рассказов об осени.
Прогулка № 26
Наблюдение за увяданием травы
Что происходит с травой осенью? Почему? Вся ли трава высохла? Объяснить, что подорожник, одуванчик и мокрица не боятся осенних холодов и зеленеют до поздней осени.
Опыт: понаблюдать каждую прогулку за изменениями этих трав.
П/игра: ««Подбрось-поймай», эстафета.
Труд: окапывание деревьев и кустарников.
Индивидуальная работа: закрепить основные осенние явления, игра «Найди дерево по листику».