Юлия Сергеевна Курочкина
Картотека игр народов Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Русские игры.
«Золотое кольцо»
Ход игры:
Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складывают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка. Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой. Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:
— Уж я золото хороню,
Чисто серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Публикация «Картотека игр народов Поволжья» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно.
Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил.
После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:
— Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро!
Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать,
«Пирог»
Ход игры:
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
Татарские игры.
«Угадай и догони»
Ход игры:
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
«Перехватчики»
Ход игры:
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
— Мы умеем быстро бегать, любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять, ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
Чувашские игры.
«Морозище»
Ход игры:
Среди игроков выбирают водящего – мороза.
По сигналу водящего – «Заморожу!», игроки разбегаются по площадке. Водящий должен догнать их и «заморозить». Замороженным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Замороженный игрок замирает и не двигается. Водящий охраняет замороженных игроков, не давая их разморозить. Разморозить игрока могут только не осаленные игроки, прикоснувшись к нему ладонями. Игра заканчивается, если будут пойманы все игроки.
«Лиса и гуси»
Ход игры:
Среди игроков выбирают лису, остальные – гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку, ходят гусиным шагом. Неожиданно появляется лиса и гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.
Лиса: «Сейчас я вас съем!»
Гуси: «Не ешь нас!»
Лиса: «Съем!»
Гуси: «Послушай, какую песню мы поё м: «Га-га-га!»
Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит. Пойманный игрок становится лисой.
Марийские игры.
"Бой петухов"
Ход игры:
Игроки делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу ведущего соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги, тот выходит из игры.
"Волк и ягнята"
Ход игры:
Выбирают волка, овечку, а остальные- ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк.
Овечка спрашивает: - Что ты делаешь, волк?
Волк отвечает: - Вас жду
Овечка: - А почему?
Волк: - Чтобы съесть твоих ягнят.
После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.
Казахские игры.
«Ястребы и ласточки»
Ход игры:
Дети разделяются на две равные команды. Одна команда - ласточки, другая - ястребы. И определяется один ведущий. Обе команды стают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий проходя мимо шеренг громко выкрикивает либо «Лас», либо "Яс".
Пока название команды не будет названо полностью двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим "Ласточки" или "Ястребы", то команда, чье название было произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать за отмеченную территорию.
Тех, кого поймали становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова.
«Айгулек»
Ход игры:
Для игры дети разделяются на две команды и расходятся в стороны на 10-15 метров. Каждая команда встает в шеренгу крепко взявшись за руки и лицом к команде противника.
Первая команда кричит: "Цепи раскуйте!"
А вторая команда отвечает: "Кого?" Тогда первая команда называет игрока, который должен попробовать порвать цепь. Тот, кого назвали, должен разбежаться и попробовать разорвать цепочку предыдущей команды. Если ему это удается, то он забирает любого игрока этой команды к себе в команду, если же не удается - остается в команде противника.
Мордовские игры.
«Раю-раю»
Ход игры:
Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие — мать с детьми.
Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
— Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
«В курочек»
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
Удмуртские игры.
«Игра с платочком»
Ход игры:
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
«Серый зайка»
Ход игры:
На площадке чертится квадрат (6х6 м) — это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3—5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят:
«Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?»
На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать.
Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга.
Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.