Надежда Головизнина
Картотека игр для организации рефлексивного круга
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для организации рефлексивного круга
Игры - приветствия
Давайте поздороваемся
Участники игры должны приветствовать друг друга только с помощью жестов. С каждым следующим партнером надо поздороваться новым способом. После завершения упражнения спросить, какое приветствие особенно запомнилось и почему.
Назови себя
Публикация «Картотека игр для организации рефлексивного круга» размещена в разделах
Ребенку предлагают представиться, назвав свое имя так, как ему больше нравится: как его называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Позови ласково
Ребенку предлагают передать игрушку любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени.
Минутка вхождения в день
Дети встают в круг. Воспитатель произносит слова: Что за чудо - чудеса: раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья! Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку Умные руки умеют лепить Чуткие руки умеют дружить! Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Пожелаем доброго дня
Дети садятся в круг. Обращаясь друг к другу по имени, они желают доброго утра, доброго дня. Можно при этом передавать игрушку.
Игры – имитации
Вулкан
Один из ребят – «вулкан» – садится на корточки в центре круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть, и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими звуками. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно. Потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал.
Передай движение
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый будит своего соседа и показывает ему какое-либо действие: причесывается, моет руки и т. п. Эти движения игрок показывает следующему, и так далее по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у играющих есть желание загадать свое движение.
Звериное пианино
Дети садятся на корточки в одну линию. Они - клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, собаки и др.). Далее «пианист» то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей - «нажимает на клавиши». «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.
Помоги другу
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями расположены крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Мы идем в гости
Воспитатель: - В гости любят ходить все. Надо уметь вести себя в гостях. Сегодня мы поиграем в «гостей». Кто будет хозяином или хозяйкой? По желанию или с помощью считалки выбирают хозяев, остальные - гости. Перед началом игры звучит стихотворение-подсказка, которая напоминает о правилах поведения в гостях. Прочитать его может воспитатель или ребята группы. Здравствуйте, здравствуйте, мы вас ждем! Намочило нас дождем Ожидали мы гостей! Мы промокли до костей Где ваш зонтик? Потеряли! Где калоши? Кот унес! Где перчатки? Скушал пес! Это, гости, не беда, Заезжайте в ворота, Поднимайтесь на порог, К нам на яблочный пирог.
«Забавные гномы»
Цель. Учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие.
Ход игры.
Представьте, что мы с вами стали забавными гномиками:
Когда нам грустно – мы делаем вот так.
Когда нам больно – мы такие.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы испуганы – мы такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
Когда мы спокойные - мы такие.
Когда мы радуемся – мы делаем так.
Какое настроение вам понравилось больше всего? Желаю вам сохранить хорошее настроение на целый день.
«Подарок волшебника»
(звучит медитативная музыка, передают свечу во время ответов поочередно)
Цель. Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.
Содержание. Представьте, что сюда вошел волшебник, который предложил сделать вам подарок. Но не материальный. Он предложил подарить личное качество или черту характера, позволяющие стать лучше. Какой подарок вы хотите получить?
«Сделай, как я»
Цель: развитие воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.
Содержание: дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет определенные упражнения, остальные стараются воспроизвести все в точности. Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.
«Какой «Я»»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.
Материал: зеркало.
Содержание: у каждого ребенка есть зеркало. Ребенок, в глядя, составляет свой портрет. Схема описания (в начале задается вопрос ведущим):
- какого цвета глаза?
- какие они (большие, небольшие);
- какого цвета волосы?
- какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые);
- какой формы лицо (круглое, овальное).
«Мое имя»
Цель: игра помогает запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.
Содержание: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец», оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.
«Пойми меня»
Цель: развитие воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.
Содержание: каждому ребенку дается задание с помощью выразительных движений показать то или иное действие, состояние, а остальные должны догадаться, о чем идет речь. Даются следующие задания: «Отгадай!»; «Не покажу», «Я не знаю», «Это мое!».
«Я в будущем»
Цель: развитие групповой сплоченности, воображения.
Содержание: дети представляют, какими они будут, когда вырастут, кем хотят стать, сколько у них будет друзей, любимое занятие и т. д.
«Мы разные»
Цель: игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.
Содержание: все дети вместе с ведущим встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Ведущий задает ему вопросы:
- кто из нас самый высокий?
- кто из нас самый низкий?
- у кого из нас самые темные (светлые) волосы?
- у кого есть бант и т. д.
Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!
«Я глазами других»
Цель: Дать детям представления об индивидуальности. Неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе.
Материал: камешек, коврики.
Содержание: Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу
Со словами,. Я дарю тебе камешек, потому что ты…”
Итог: при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.
«Тайна моего “Я”»
Цель: Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.
Материал: подсвечник со свечой, спички, зеркальце, классическая музыка.
Содержание: Дети сидят в кругу. Горит свеча. Помните сказку
А. С. Пушкина,О мёртвой царевне’’, чтобы узнать что - нибудь о себе.
Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему:, Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” Педагог показывает детям,волшебное зеркальце” и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос:, Кто я?”. Давай посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки и задувают свечу.
«Я и мои эмоции»
Цель: Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей.
Материал: пиктограмма, коврик, музыка.
Содержание: Дети сидят в кругу на ковриках. В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное,
весёлое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.
«Я и другие»
Цель: Формировать доброжелательное отношение друг к другу,
Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим.
Материал: клубок ниток, спокойная музыка.
Содержание: Дети в кругу. В руках у педагога клубок ниток.
Воспитатель: Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга.
Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга.
А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше?
Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример: чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.
«Мир моих фантазий»
Цель: Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.
Содержание: Дети на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на цветик - семицветик, который держит в руках: «Помните сказку о девочке, у которой был волшебный цветок, его лепестки выполняли заветное желание:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель: Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. ”Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели.
Воспитатель: Дети, какое желание вам больше всего понравилось?
У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.
«Как я могу изменить мир к лучшему?»
Цель: Развивать у детей воображение, умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.
Материал: „Волшебные“ очки.
Содержание: Дети сидят в кругу. Педагог показывает „Волшебные“
очки: „Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее,
даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных“.
Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга.
Воспитатель: „А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?“ (дети отвечают)
Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.
«Что такое радость?»
Цель: Развивать умение выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материал: Фото радостных лиц детей, пиктограмма “радость“, солнышко, красный фломастер.
Содержание: Дети сидят в кругу. Рассматривают фото
Воспитатель:
- Какое чувство изображено на них? (улыбка)
- Что для этого надо сделать? (улыбнуться)
Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.
Воспитатель: Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение: „Я радуюсь, когда…“. (дети заканчивают предложения). Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.