Балакина Елена Михайловна
Картотека диагностических методик «Выявление уровня самостоятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека диагностических методик по теме
«Выявление уровня самостоятельности у дошкольников»
1. Методика «Нерешаемая задача» А. К. Осиницкого (Таблица 1)
2. Методика «Догадайся, что за предмет» М. Н. Поляковой (Таблица 2)
3. Методика «Карта проявления самостоятельности» А. М. Щетининой (таблица 3)
4. Методика «Лесенка» Д. Г. Щур (таблица 4)
5. Методика «Мои поступки» Ю. М. Мисяковой (Таблица 5)
Таблица 1
Название диагностической методики «Нерешаемая задача»
Вид методики Решение задачи
Автор методики А. К. Осинцкий
Выходные данные Позволяет определить, насколько дети самостоятельны, через какое время обращаются за помощью к друг другу и взрослым
Цель методики Определить у детей текущий уровень сформированности самостоятельности
Материал и оборудование Лист бумаги, карандаш (ручка)
Технология реализации Решить задачу-головоломку, от самой простой к наисложнейшей
Интерпретация результатов Основаны на анализе временного отрезка, за который испытуемый включился в работу и до того времени, когда отказался выполнять задание
Преимущества Позволяет определить различные аспекты самостоятельности ребенка, а именно такие как: отношение к помощи воспитателя (её принятие или отказ, обращение за советом, стремление ребенка проявить себя, отношение к сотрудничеству.
Ограничения 1 Соблюдение общей инструкции и проведение диагностики только в индивидуальной форме.
2 Расположение стимульного материала должно быть в определённом порядке
Таблица 2
Название диагностической методики «Догадайся, что за предмет»
Вид методики Диагностическая ситуация
Автор методики М. Н. Полякова
Выходные данные Таблица, где отмечается реакция ребёнка на ситуацию, его высказывания, действия по изучению предмета.
Цель методики Определить уровень сформированности представлений детей о самостоятельности и проанализировать их понимание значимости этого качества.
Материал и оборудование Три предмета, незнакомых ребенку (пяльцы, кипятильник, виниловая пластинка).
Технология реализации Предложить детям рассмотреть три незнакомых предмета и ответить на вопросы:
«Как ты думаешь, что это за предмет?»
«Что тебя натолкнуло на эту мысль?»
«Зачем он нам нужен?»
«Как ты думаешь, откуда мы можем получить о нём более подробную информацию?»
«Чтобы ты посоветовал другим детям, которые хотят узнать больше об этом предмете?».
Интерпретация результатов Позволяет оценить уровень самостоятельности при обследовании незнакомых предметов
Преимущества Определяется уровень развития ребёнка и его способности к самостоятельности
Ограничения Проводится индивидуально, без присутствия других детей
Таблица 3
Название диагностической методики «Карта проявлений самостоятельности»
Вид методики Наблюдение
Автор методики А. М. Щетинина
Выходные данные Позволяют выделить уровень развития самостоятельности ребёнка
Цель методики Определить у детей текущий уровень сформированности самостоятельности
Материал и оборудование Бумажный листочек и карандаш (ручка)
Технология реализации Заполняется воспитателем на основе многочисленных наблюдений за ребёнком
Интерпретация результатов После общего подсчета баллов воспитатель может определить уровень сформированности самостоятельности у ребенка: низкий – от 0 до 12 баллов, средний – от 13 до 24 баллов, высокий – от 25 до 48 баллов.
Преимущества Указывает, что необходима дополнительная работа для повышения уровня самостоятельности; позволяет выявить объективные результаты
Ограничения Место проведения диагностики не должно быть знакомо детям
Проводится только индивидуально
Таблица 4
Название диагностической методики «Лесенка»
Вид методики беседа
Автор методики Д. Г. Щур
Выходные данные Позволяет выявить особенность самооценки ребёнка и его видения. Как его оценивают другие
Цель методики Определить, как дети сами оценивают свою самостоятельность
Материал и оборудование Лист бумаги с нарисованной лестницей, с семью ступенями и мальчиком (девочкой)
Технология реализации Ребёнку показывают нарисованную лесенку с 7 ступеньками и дают инструкцию, рассадить детей на ступеньки. Причем на верхнюю ступень посадить самого хорошего, а на нижнюю самого плохого
Интерпретация результатов Выявляется уровень самооценки ребёнка
1 ступень – завышенная самооценка.
2-3 ступени – адекватная самооценка.
4 ступень – заниженная самооценка.
5-6 ступеньки – низкая самооценка.
7 ступень – резко заниженная самооценка.
Преимущества 1 Не требует сложной подготовки
2 Можно определить, как себя оценивает сам ребёнок
3 Даёт возможность узнать о взаимоотношениях ребёнка со взрослыми
Ограничения Нельзя оценить самооценку детей младшего и среднего возраста;
Не получится определить самооценку у детей с заниженной самооценкой;
Проводится индивидуально
Таблица 5
Название диагностической методики «Мои поступки»
Вид методики Беседа
Автор методики Ю. Н. Мисякова
Выходные данные В результате условно выделяют уровни сформированности самостоятельности
Личностный
Ситуативный
Репродуктивный.
Представление о готовности ребёнка нести ответственность за свои поступки
Цель методики Оценить готовность ребёнка нести ответственность за свои поступки и самооценку ребёнком собственной самостоятельности
Материал и оборудование Иллюстрации с изображением хороших и плохих поступков детей
Технология реализации Разложить иллюстрации в определённом порядке: с одной стороны лежат картинки, где изображены положительные поступки, с другой – плохие
Обсудить ситуации, когда и за что ругали (хвалили)
Интерпретация результатов Личностный уровень сформированности самостоятельности предполагает, что дети имеют чёткие представления о самостоятельности, понимают её значение и необходимость, важность доведения до конца начатого дела, значимость настойчивости, осознают ответственность за свои поступки.
Ситуативный уровень – дети описывают самостоятельность одним-двумя действиями. Они однозначно положительно оценивают самостоятельные и ответственные действия, понимают значимость и нужность самостоятельности, но затрудняются при их объяснении.
Репродуктивный уровень – дети не достаточно понимают значимость самостоятельности в жизни человека. Они допускают ошибки при классификации самостоятельных и несамостоятельных поступков, не могут обосновать свои действия.
Преимущества Помогает детям оценить своё поведение, способствует формированию знаний о соблюдении правил.
Ограничения Нужно время для размышлений