ксения мартынова
Карточки о факторах адаптации, чтобы ответить на вопросы родителей перед детским садом. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
7. Что поможет ребенку уверенно чувствовать себя на занятиях в детском саду?
Ответ. Ребенку поможет опыт самостоятельной игры. Именно игра, а не раннее изучение букв и мультики – движущая сила развития дошкольника. До трех лет дети играют с предметами, а после постепенно начинает добавлять в игры элементы сюжета. Ребенок, который умеет самостоятельно выбрать себе игру и взаимодействовать с ней, активно изучает свойства предметов. А это необходимо для дальнейшего познавательного развития. С помощью игры ребенок исследует богатство окружающего мира и уже на этапе раннего детства учиться ставить и достигать цели, преодолевать трудности. Не ограничивайте своего ребенка заменой игры на просмотр мультфильмов и развивающие занятия.
Темочки:
Что повлияет на адаптацию? Опыт самостоятельной игры.
Что рекомендовать родителям? Создавайте условия для самостоятельной игры ребенка, это условие его развития.
8. Нужно ли рассказывать ребенку про детский сад и как это сделать?
Ответ. Нужно, если хотите избежать лишней тревожности. Представьте аналогию: взрослый человек волнуется, когда собирается на собеседование или едет в далекое путешествие. Для ребенка ситуация, когда он приходит в детский сад, еще более тревожна. Опыт ребенка совсем мал, а в детском саду нет мамы, которая обычно выступает в качестве проводника в неизведанный мир. Поэтому важно психологически подготовить ребенка к детскому саду : рассказать, что такое детский сад, посмотреть мультфильмы или почитать книги на эту тему – например, из серии «Я иду в детский сад». По возможности, поиграйте в детский сад. Чем глубже вы познакомите ребенка с ним, тем легче ему будет в новых условиях.
Что повлияет на адаптацию? Разговоры о детском саде.
Что рекомендовать родителям? Расскажите ребенку, что такое детский сад. Выбирайте мультфильмы, книги и игры на эту тему.
9. Как начать ходить в детский сад, чтобы не травмировать ребенка?
Ответ. Начинайте посещать детский сад постепенно. Сначала погуляйте на площадке вместе с ребенком, потом оставьте его одного в группе на пару часов. Учитывайте рекомендации педагога-психолога и воспитателя, когда переходите на режим полного дня и дневной сон. Не спешите: режим, в котором дети начинают полноценно ходить в группу, очень индивидуален и закладывает основу дальнейшего взаимодействия ребенка с социумом. Также предложите ребенку возможность выбрать игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад «вместе». Она поможет малышу чувствовать себя не так одиноко вдали от дома.
Что повлияет на адаптацию? Постепенное увеличение времени в детском саду.
Что рекомендовать родителям? Дайте ребенку время, чтобы начать полноценно ходить в детский сад. Не спешите и прислушивайтесь к его самочувствию.
10. Я в ужасе от мысли, что ребенок подумает, будто я его бросила. Что сделать, чтобы он был уверен во мне?
Ответ. Сформируйте ритуал прощания, то есть порядок действий, который всегда повторяется. Не «исчезайте» внезапно. Предоставьте ребенку информацию о том, что вы обязательно вернетесь. Предупреждайте ребенка об уходе: «Я пойду в магазин, на работу». Говорите: «До свидания!». Можно сказать, : «Я приду, когда ты покушаешь», «погуляешь», «поспишь». В таком случае обязательно сдержите свое слово. Даже если вы очень рассержены и с трудом контролируете себя, никогда не говорите: «Ты останешься в детском саду, я не буду тебя забирать». Не говорите так даже в шутку. Такие слова от самого близкого человека снижают у ребенка доверие к миру, ломают фундамент, который позволяет ему чувствовать себя спокойно.
Что повлияет на адаптацию? Ритуал прощания.
Что рекомендовать родителям? формируйте у ребенка чувство безопасности каждый раз, когда он посещает детский сад.
11. Как сделать так, чтобы ребенок не плакал каждый раз при расставании?
Ответ. Разговаривайте с ребенком. Помните, что слезы для маленьких детей – это способ выразить свои эмоции и переживания. Как правило, когда ребенок приходит в детский сад, он еще плохо разговаривает или совсем не говорит. Но даже ребенок с развитой речью не способен сказать «Мне грустно, потому что я хочу быть дома». И вместо того чтобы выразить чувства словами, он начинает плакать. Попробуйте озвучить то, что чувствует ребенок, сами, а затем выразите свои чувства в ответ. Скажите: «Мне жаль, что сейчас мне надо на работу, и я уже жду, когда вернусь за тобой в детский сад». Обязательно заканчивайте на позитивной ноте: «Я тебя очень люблю. Мы скоро опять обнимемся!»
Что повлияет на адаптацию? Реакция на слезы ребенка.
Что рекомендовать родителям? Помогите ребенку выразить его чувства не слезами, а словами. Проговорите его эмоции за него.
12. Как дать ребенку мотивацию ходить в детский сад?
Ответ. Дайте ребенку мотив «надо» : «Взрослые ходят на работу, дети ходят в детский сад». Подайте этот мотив как правило, которому все следуют. Родители совершают ошибку, когда описывают преимущества детского сада : «Там будут другие дети и ты сможешь с ними поиграть» или «В садике есть занятия, игрушки». Ребенка двух-трех лет они не привлекут, ведь в этом возрасте весь мир для него – мама и ближайший социум, условно, песочница. Можно говорить о том, что малыш стал совсем большим и ему уже можно посещать детский сад. Но помните об опасности того, что ребенок может начать стремиться «остаться маленьким», чтобы избежать этого.
Что повлияет на адаптацию? Мотив «надо».
Что рекомендовать родителям? Дайте ребенку понятный мотив, зачем он посещает детский сад. Лучше, если основным мотивом будет то, что «это надо делать».