Лучший педагог года

Как эффективно усваивать информацию

Светлана Петраченкова
Как эффективно усваивать информацию
▼ Скачать + Заказать документы

Эта статься является миксом из множества техник по работе с информацией.

Умение работать с информацией в настоящее время является одним из ключевых навыков успешности.

Почему же дети в школе не учатся такой работе? Почему та информация, которую они получают в школе, не остаётся у них в долговременной памяти, а если и остаётся, то они не знают как ею воспользоваться?

Публикация «Как эффективно усваивать информацию» размещена в разделах

Приходится констатировать, что традиционная система образования безнадёжно устарела и не может угнаться за новыми технологиями и приспособиться к «другим» детям, также и сами методы обучения так и остались методами прошлого века. Система образования не использует новых открытий и исследований в нейропсихологии, которые способствуют лучшей обработке и усвоению информации.

Школьный подход основан, прежде всего, на изучении текстов. Мы привыкли читать учебники с начала до конца, то есть всегда следовать логике автора. Такое пассивное приобретение знаний не способствует осмыслению материала и провоцирует ошибочные ассоциации, поэтому знание часто остаётся невостребованным.

Что ещё хуже — опыт школьного обучения может на многие годы отбить у человека всякое желание учиться.

Согласно подходу, с которым я вас познакомлю, чтение текста превращается в исследовательскую деятельность. При этом перед нами не стоит задачи добросовестно читать всё подряд.

Единственное, что вы должны сделать, это создать ментальную карту нового знания, выделив ключевые факторы и установив связи между ними. Именно так обрабатывает информацию наш мозг — он строит связи между отдельными знаниями, вместо того чтобы запоминать их последовательно. Если мы станем уважать натуральный механизм работы с информацией, то значительно повысим свою эффективность в обучении и начнём получать от этого процесса искреннее удовольствие.

Чек-лист

Как эффективно усваивать информацию

Как и любое дело, обучение нужно начинать не с метода, а с мотивации. Неважно школьник вы или студент или повышаете свой профессионализм – мотивация – это то, что поможет заправить ваш «бензобак». Каждый раз, когда вы решаете (или вам приходится) что-то изучать, спросите себя, зачем вам это надо, как вы хотите изменить свою жизнь благодаря новым знаниям и что именно вам нужно для этого узнать. Словом, у вас всегда должна быть ясная и лично значимая цель.

Традиционный подход заключается в том, чтобы сначала прочитать весь текст, а затем выделять и конспектировать главные тезисы. Новый метод предлагает действовать иначе с самого начала.

Ещё до того, как вы начали читать, следует определить, что вы будете искать в тексте. Таким образом, мы создаём умственные «магниты», которые будут притягивать нужную информацию из текста. Магниты — это вопросы. Наш разум находит информацию гораздо более интересной, если ему нужно ответить на некий вопрос.

Потренируйтесь! Возьмите случайную книгу. Прочитайте заголовок и напишите первые вопросы, которые приходят на ум. Затем прочитайте содержание и дополните список. Теперь, начав листать книгу, вы станете искать ответы на свои вопросы. Если вы не знаете, что спрашивать, следуйте классической схеме журналистов:

Кто? Где? Когда? Как? Что сделал? Каким образом? Для чего?

Эти вопросы можно применить к любой теме. Они создадут пробелы, которые мозг будет стремиться восполнить.

То есть, первое, что вы должны сделать, чтобы овладевать новыми знаниями эффективно и с удовольствием, это изменить логику обучающего процесса.

Второй важный момент метода заключается в том, что собранная информация представляется не в виде конспектов, а графически, в виде ментальных карт.

Любая информация, поступающая в мозг (в форме слова, изображения, цвета и пр., тут же обрастает бесчисленными ассоциациями. Для мозга этот механизм является натуральным — он усваивает новое через построение связей с уже известным. Этой же логики вы должны придерживаться в процессе обучения.

Как создать ментальную карту. В центре листа помещается главная тема, идея, концепция, факт и пр. От центрального блока отходят ветви первого порядка — прямые ассоциации. Каждая ветвь — это, по сути, ответ на вопрос, который мы задавали (кто, что, почему и т. д.). Причём ответ должен быть выражен только в одном ключевом слове.

Правильно выбранное ключевое слово похоже на рубильник, который включает свет и мгновенно освещает тёмную комнату. От ключевых слов могут отходить ветви второго порядка — вопросы и ассоциации, которые позволяют углубить понятия.

Чтобы добавить в карту эмоций (которые, как известно, облегчают усвоение информации, можно раскрашивать ветви в разные цвета, а также делать небольшие рисунки и использовать символы для обозначения ключевых слов.

Используйте ментальные карты каждый раз, когда вы сталкиваетесь с новой информацией.

Никогда не начинайте читать новое с первой страницы, не имея ни представления, ни вопросов по поводу дальнейшего содержания — это самый неэффективный подход к чтению. Если вам предстоит читать текст на незнакомую тему, найдите несколько минут, чтобы сформулировать предварительные вопросы и набросать ментальную карту с ключевым понятием в центре и ветвями-вопросами. Этот простой приём поможет значительно облегчить процесс восприятия новой информации.

Не обязательно читать всё подряд, «умное» чтение тесно связано с такой метакогнитивной способностью как выбор. «Просеивайте» поток информации и вычленяйте в нём ключевые элементы — так вы значительно ускоритесь в процессе обучения.

Подчёркивания и выделения. В школе нам запрещали писать и подчёркивать в книгах. Безусловно, если вы читаете книгу из библиотеки, нужно оставить её в первоначальном виде для будущих читателей. Однако с точки зрения эффективности чтения, подчеркивания и заметки — важнейший инструмент понимания и усвоения информации. При этом следует соблюдать три принципа:

* Подчёркивать мало. Подчеркнуть всё — значит не выделить ничего. На раскрашенной разными маркерами странице глаз не может ни за что зацепиться и найти важную информацию. Сплошное подчёркивание — напрасная порча книги.

* Подчеркивать активно. Выделять стоит те моменты в тексте, которые содержат ответы на заданные ранее вопросы. Во время чтения в голове нужно всегда держать свои вопросы, иначе внимание начнёт рассеиваться.

*Подчеркивать сознательно. Лучше следовать определё нным правилам: например, использовать красную линию для определений, синий кружок — для ключевых слов и т. п.

Система сверхобучения 3-П. Этой системе я научилась у Ицхака Пинтосевича, когда изучала у него коучинг. Она состоит в следующем:

Три П это: Что я ПОНЯЛ, с кем я ПОДЕЛЮСЬ и что я ПЛАНИРУЮ сделать.

Есть ещё нулевая П - ПОДГОТОВКА.

ПОДГОТОВКА

Перед чтением нужно подготовиться. Освободить голову от лишних мыслей и зарядить мозг энергией, для этого нужно насытить его кислородом, сделав 10-20 глубоких вдохов и выдохов.

Читать нужно не более 25 минут, все что сверх этого будет сложно усвоить.

Что я ПОНЯЛ

Сразу после прочтения нужно выделить для себя три основные идеи, сформулировать их своими словами и записать.

Сделав такое резюме и тем самым ещё раз обдумав прочитанное можно приступать к следующему шагу.

С кем я ПОДЕЛЮСЬ

Это важный пункт, т. к. когда ты обьясняешь кому то свое понимание, то сам лучше её понимаешь и закрепляешь в сознании.

Что я ПЛАНИРУЮ сделать

От знаний которые ты можешь применить на практике всегда больше пользы. И так ты гораздо лучше запомнишь то о чем прочитал.

Система действительно рабочая, и очень здорово если она станет для вас привычкой.

Скорость чтения. Ещё один важный вопрос, касающийся чтения, это скорость. Среднестатистический человек читает со скоростью до 200 слов в минуту. При этом мозг способен обрабатывать 1000 слов в минуту.

В школе учат читать по слогам, проговаривая каждое слово. Более эффективный метод — не переводить написанное слово в звучащее, а считывать его как целостную картинку.

Когда мы переводим написанные слова в звуки (проговариваем их, мы теряем время.

Вот как ещё мы теряем время при чтении:

— фиксируем всего одно слово / слог за раз;

— двигаем глазами «вперёд-назад», постоянно перечитывая уже прочитанное;

— отвлекаемся;

— проговариваем про себя или шёпотом каждое слово.

Если вы хотите попробовать читать быстрее, сделайте упражнение ниже. Для этого вам понадобиться любой текст. Для начала читайте, не думая о смысле, концентрируясь исключительно на движении глаз.

Потренируйтесь! Нарисуйте карандашом шесть точек над каждой строчкой текста. Начните читать, двигая глазами слева направо, от точки к точке. Как только вы привыкните двигать глазами таким образом (марш-бросками, увеличивайте интервалы: в каждой строчке теперь будет не шесть «опор», а пять, затем четыре, затем три. Если вы будете тренироваться каждый день по десять минут, то через неделю сможете охватывать одним взглядом около 20 символов, то есть примерно три слова.

Для усвоения сложных концепций и для запоминания деталей (терминов, дат и пр.) требуются разные техники. В первом случае отлично помогают ментальные карты, во втором лучше подойдут мнемотехники.

Как усваивать сложные концепции. Когда информации много, и она сложная, мы обычно делаем конспекты, а затем их перечитываем — именно так многие готовились к экзаменам в школе и университете. Новый подход для усвоения сложной объёмной информации — запоминать не списки тезисов, а связи между ними.

Реконструктивная техника. По мере чтения (или прослушивания лекции) вы создаёте ментальную карту. Спустя время вы воссоздаёте по памяти созданную ранее ментальную карту и затем сравниваете её с оригиналом. Для реконструкции карты вы должны будете снова задать себе вопросы и выделить ключевые понятия.

Если при реконструкции вы изменили ветви карты, не стоит расстраиваться из-за «ошибки». Вероятно, ваш мозг переустановил связи между понятиями и усовершенствовал всю структуру. Реконструктивная техника — это не просто повторение (зазубривание) информации, это всегда создание новых связей для более глубокого понимани.

Запомните! Чтобы прочно усвоить некий материал, требуется, как минимум пять повторений: на следующий день, а затем на 4-ый, 16-й, 32-й и 64-й день.

Как запоминать детали. Когда нужно запомнить мелкие специфические элементы — даты, имена, термины, списки, формулы и пр. — больше подойдут мнемотехники. Они тоже основаны на построении ассоциаций: новая информация привязывается к уже хранящейся в памяти.

МНЕМОТЕХНИКА 1. Маршрут. Известная техника, которую часто используют при подготовке к публичным выступлениям, когда требуется запомнить, что за чем следует. Информационные блоки превращаются в яркие причудливые образы и «расставляются» по ходу известного маршрута. Например, каждый пункт презентации привязывается к зданию, остановке, фонтану, дереву и пр., которые человек проезжает по дороге из дома на работу.

МНЕМОТЕХНИКА 2. Визуализация. Когда нужно запомнить не последовательность элементов, а отдельный сложный элемент, помогают эмоции. Например, сложное имя нужно представить в виде зрительного образа или связать с неким вкусом, звуком и пр.

МНЕМОТЕХНИКА 3. Алфавит. Если надо запомнить дату, код и другие цифры, помогает привязка их к буквам, которые похожи по графическому образу. Например, договоримся, что 1 = T, 2 = Л (потому что у буквы Л две ноги, 3 = Ш (потому что у буквы Ш три ноги, 4 = Ч, 5 = П (число 5 начинается с буквы П) и т. д. Преобразовав таким образом числа в буквы, нужно придумать забавное слово или фразу, где буквы стоят в нужной последовательности. Например, номер телефона 531-43-23 можно запомнить как «Ты ПоШТо ЧуШь ЛьёШь».

Иногда мы устаём и отвлекаемся даже на ход часов. В таком состоянии бесполезно и даже контрпродуктивно продолжать водить глазами по строчкам в книге в надежде что-то понять. Чтобы такое происходило реже, нужно правильно настраиваться на обучение.

Первое действие при умном подходе к обучению — распределить материал, который нужно освоить, во времени. Если у вас есть дедлайн, то равномерно распределите учебный материал на имеющийся период. При этом следите, чтобы цели были реалистичными.

Запомните! В среднем мозг начинает отвлекаться через 45 минут.

Это означает, что эффективнее заниматься три раза по часу, чем один раз на протяжении трёх часов подряд.

Запомните! Мотивация учиться будет расти по мере того, как будут усложняться учебные задачи, но только до тех пор, пока задача будет оставаться достижимой для мозга. Слишком сложные, неподъёмные, непонятные задачи вызывают стресс и убивают мотивацию.

Если вы не привыкли уделять время обучению, то всегда столкнётесь с проблемой, которая называется «лень». После трудного дня вам будет банально неохота заниматься, читать или смотреть обучающие видео. Поэтому придётся специально настраиваться на предстоящую учебную задачу.

Прежде всего, переместитесь в место, подходящее для обучения (пока вы будете оставаться на мягком диване, настроиться будет гораздо сложнее). Далее действуйте следующим образом:

* Подготовьте тело. Мышечное пробуждение способствует умственному пробуждению: достаточно потянуть мышцы и начать дышать спокойно и глубоко, что обеспечит приток кислорода к мозгу.

* Визуализируйте цель. Представьте на минутку, как вы сначала с энтузиазмом занимаетесь, а затем с успехом применяете новые навыки, отлично отвечаете у доски или сможете отправиться развлекаться.

* Произнесите волшебные слова. Придумайте свою учебную мантру или ритуал для погружения в учёбу. Вот пример: «Мой мозг открыт и восприимчив. Мой мозг быстро учится. Мой мозг всегда находит то, что нужно, и немедленно это усваивает».

Пробуйте, применяйте, большинство техник я применяю сама и рекомендую своим клиентам, которые их с успехом применяют.

Публикации по теме:

День космонавтики на МAAM. Рекомендации родителям информацию для занятий с детьми во время самоизоляцииДень космонавтики на МAAM. Рекомендации родителям информацию для занятий с детьми во время самоизоляции День космонавтики на МААМ. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В детском саду всегда проводилась тематическая неделя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как эффективно усваивать информацию
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 16:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как эффективно усваивать информацию» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Петраченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД