МААМ-картинки

Консультация «Как воспитать ребенка»

Александр Владимирович Гришин
Консультация «Как воспитать ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание детей.

Воспитание - одно из важнейших понятий науки педагогики наряду с такими понятиями, как образование, обучение, социализация, развитие.

Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего мира, воспитания духовности, нравственности, формирования активной жизненной позиции. При этом в условиях современного информационного общества практически любой человек может легко отыскать массу пособий по организации воспитательного процесса в школе, в которых приводятся пошаговые разработки воспитательных занятий, игр, внеклассных дел. Однако профессиональному педагогу необходимо глубокое осознание научных основ своей деятельности. Вместе с тем, именно таких современных, обновленных знаний зачастую не хватает педагогам. Обратимся к теоретическим основам воспитания.

Публикация «Консультация „Как воспитать ребенка“» размещена в разделах

Воспитание - одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат развития личности. Чтобы разобраться в сущности данной категории, необходимо соотнести ее с другими - образование, обучение, социализация, развитие.

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "об образовании в Российской Федерации" говорится, что образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Функция образования заключается в передаче знаний, социального опыта, культуры, ценностей от поколения к поколению людей. При этом важен факт не просто передачи, но и некоторого приращения в процессе наследования, что является залогом развития человечества.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 Закона об образовании).

Таким образом, современное образование уже не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении. Воспитание есть процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника и является неотъмлемой составной частью образования.

Развитие - изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т. е. движущих причин совершающегося изменения. Основные факторы развития человека можно разделить на три группы: внешние (природная и социальная среда; целенаправленная деятельность общества и его институтов, внутренние (индивидуальные психофизиологические особенности организма; наследственность и генетика) и субъективные факторы развития (собственная активность человека, его духовность, способность к самосовершенствованию; самовоспитание).

Социализация - процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, определяющий, каким образом он становится компетентным членом общества. В широком философском смысле слова термин "социализация" используется для обозначения процесса, входе которого человеческий индивид с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Механизм социализации состоит из взаимосвязанных процессов адаптации человека, его индивидуализации и интеграции в общество.

Процесс социализации протекает в ситуации большой социальной вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Социальная вариативность, или социальное многообразие, - необходимый атрибут гражданского общества, характеризующегося мобильностью, плюрализмом мнений и взглядов. Ведущим признаком социализации становится самовыделение человека из себе подобных, т. е. становление и развитие человеческой субъектности. Таким образом, социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс. Социализация - с одной стороны, процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его собственной деятельности, включения в социальную среду.

Социализация сопровождает развитие человека, но не идентична развитию.

Таким образом, воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности воспитанника, притом это процесс социальный в самом широком смысле. А. С. Макаренко утверждал: "Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги".

Школа за последние 20 лет претерпела существенные изменения, объективно вызванные жизнью. Необходимость модернизации образования возникает, когда осознается противоречие между новой системой требований к результатам образования (как единого процесса воспитания и обучения) реальными результатами, на которые ориентирована образовательная программа.

Модернизация образования идет по нескольким направлениям:

- изменение целей образования;

- непрерывность образования;

- вариативность образования;

- обновление содержания образования.

Большинство из названных выше направлений инноваций учтены в одном из основных документов общего образования - Федеральном государственном образовательном стандарте. В процессе освоения основной образовательной программы общего образования у школьника должны быть сформированы три вида результатов: личностные, метапредметные и предметные. То есть важная идея современного образования- отказ от академической основы образовательного процесса в пользу образования, направленного на развитие личности обучающегося, его субъектности (самостоятельности).

Воспитание охватывает все сферы жизни ребенка (учебу, труд, спорт, развлечения, досуг, свободное общение со взрослыми, родственниками и детьми в различных средах, а не только школьную жизнедеятельность. Школа не может одна решать проблемы воспитания. В воспитании принимают участие и активно взаимодействуют: а) субъекты: учителя, воспитатели, педагоги, родители, родственники, старшие товарищи; одноклассники, друзья, сверстники, виртуальные товарищи; б) социальные институты: школы и учреждения системы коррекционного и социального воспитания; семья; учреждения дополнительного образования; детские организации - движения, детские театры, коллективы; скаутские отряды; летние и городские лагеря; специализированные образовательные организации; интернет-форумы и сайты; церковь; воскресные (религиозные) школы и общины и т. п. Все они так или иначе в большей или меньшей степени принимают участие и определяют направление и содержание процесса воспитания ребенка, оказывая влияние на его личность.

Исходя из институционального признака выделяют следующие виды воспитания : семейное; школьное; внешкольное; конфессиональное (религиозное); воспитание по месту жительства (общинное); воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях.

Школа - единственный социальный институт, через который проходят почти все граждане России, и школа является индикатором и носителем ценностного и морально-нравственного состояния общества.

Определим сферы школы, в которых происходит воспитание учащихся.

1. Уклад школьной жизни, стиль школьной жизнедеятельности, явные или неявные нормы и правила организации, особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы.

2. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование и реализация воспитательной задачи.

3. Классные часы.

4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.

5. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные праздники, слеты, занятия, проекты и др.

6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.

7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулки).

8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.

Воспитание охватывает все названные сферы, и правильное использование их возможностей для реализации воспитательных задач входит в круг профессиональных обязанностей педагога.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как воспитать грамотных пешеходов» Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи: • Создавать с родителями условия для сознательного изучения детьми.

Консультация для родителей «Как воспитать культурного гражданина» Уважаемые родители! Сегодняшняя статья посвящена вопросам культуры воспитания молодого поколения. Часто за суетой дел, мы - родители не.

Консультация для родителей «Как воспитать мальчика»Консультация для родителей «Как воспитать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Но.

Консультация для родителей «Как воспитать мальчика настоящим мужчиной»Консультация для родителей «Как воспитать мальчика настоящим мужчиной» В современном мире, к сожалению, лишь немногие задаются вопросом, как воспитать мальчика настоящим мужчиной. Слишком быстрый ритм жизни.

Консультация для родителей «Как воспитать мужчину» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Как воспитать мужчину".

Консультация для родителей «Как воспитать сына», приуроченная ко Дню сыновей — 22 ноябряКонсультация для родителей «Как воспитать сына», приуроченная ко Дню сыновей — 22 ноября Каждая мама мечтает, чтобы из её маленького сына вырос настоящий мужчина: сильный, умный, отважный, мужественный, настоящая опора и защита.

Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка дружелюбие?»Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка дружелюбие?» Навыки общения,дружелюбие в ребенке необходимо воспитывать с самого раннего возраста,как только он начнет общаться со сверстниками. Родителям.

Консультация для родителей «Как воспитать успешную личность?»Консультация для родителей «Как воспитать успешную личность?» Приобщение детей к хореографическому искусству побуждает и способствует моральному, эстетическому и физическому развитию. «Если хочешь.

Консультация для родителей «Воспитать гражданина»Консультация для родителей «Воспитать гражданина» Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшие его окружение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как воспитать ребенка»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 19:06
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как воспитать ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД