Ольга Чубарь
Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей. Некоторые из них будут рассмотрены чуть ниже. Заниматься с ребёнком необходимо с раннего возраста, приблизительно с 8 месяцев, хотя при желании можно и раньше. Очень важно помнить, что при всей значительности этого вопроса, перед нами находиться ребёнок. Следовательно, надо уметь превращать скучные, монотонные упражнения в весёлые и занимательные игры. Также следует применять упражнения с учётом его возраста и развития.
Публикация «Консультация „Как развивать мелкую моторику у детей“» размещена в разделах
Например, в 8 месяцев можно делать массаж пальчиков, давать мять какие-то нежёсткие предметы (мягкие игрушки). При этом разговаривать с малышом, обеспечивая непосредственно-эмоциональное взаимодействие с ребёнком. Таким образом, на первом этапе развития мелкой моторики наиболее приемлемым оказывается использование массажа, желательно в сочетании с каким-либо рассказом или сказкой. На более поздних этапах работы широко практикуется использование пальчиковой гимнастики. Суть этой формы развития моторики рук, заключается в том, что взрослые показывают детям какие-то несложные манипуляции пальцами рук, а те в свою очередь, пытаются их повторить. Такие занятия помогают развить в том числе, внимание и усидчивость у детей. При этом желательно, чтобы занятия не затягивались больше нескольких минут и сопровождались интересными рассказами, стишками. Это окажет благотворное влияние и на речевое развитие малышей.
Не повредит и использование пластилина, различных пуговиц, ниток и ткани, что поможет разнообразить привычные задания. Обычно дети относятся с интересом к подобным упражнениям, ведь у них появляется возможность, что-то сотворить собственными руками. Можно отметить, что в этом случае у детей активно задействуется воображение, способствуя его развитию. Необязательно давать какую-то тематику, хотя можно использовать сюжет любимой сказки или рассказа ребёнка.
В качестве желаемого результата работы дать на выбор различных персонажей, которые в результате должны быть воссозданы. Уместным окажется стимулирование и поощрение, при условии выполнения задачи. В качестве альтернативы для развития моторики рук можно предложить составить аппликации при помощи цветной бумаги и клея, рисование или раскрашивание. С той же целью можно предлагать детям совершать какие-либо манипуляции с крупными движениями (нанизывание шариков на нитку, сбор различных конструкторов).
Для подобных занятий может быть разработан определённый сценарий, где главным действующим персонажем станет сам ребёнок. Таким образом, развитие мелкой моторики рук будет построено в доступной, развлекательной форме и станет своеобразным способом самовыражения. Желательно, чтобы задания не развивались по одному и тому же сюжету, а изменялись с учётом пожеланий самого ребёнка. Благодаря этому, будет поддерживаться интерес у детей к выполнению таких процедур.
Можно предложить ребёнку выполнение каких-либо графических упражнений (штриховка, различные узоры). Это поможет сформировать усидчивость и вниманию у детей. В дальнейшем подобные качества позволят ребёнку быстрее адаптироваться к школьным условиям. Взрослые сами могут придумать комплекс заданий, которые затем будут объединяться в рисунках (кружочки разных размеров, прямые и кривые линии). В конце занятий необходимо хвалить детей, благодаря чему, будет вырабатываться положительная мотивация, и повышаться самооценка малыша. В случае, если возникают затруднения стараться приободрить и сослаться на прошлые достижения.
Ни в коем случае, нельзя сравнивать ребёнка с другими (только с самим собой) и тем более ругать за промахи. Если устали пальчики можно применить элементы лечебной гимнастики или провести несколько игр для развития мелкой моторики рук. Придумать какой-то стишок, которому будут соответствовать движения рук. Это могут быть сгибание и разгибание пальчиков, пощипывание, трение ладоней друг от друга, вращательные или хватательные манипуляции, игра с маленьким мячиком. За это время дети получат возможность переключить внимание с одного вида деятельности на другой и смогут задействовать мышцы, которые не использовались при выполнении графических упражнений.
Подобные занятия призваны укреплять и тренировать силу и ловкость рук, а также реализацию действий по строго заданному алгоритму. Кроме того, имеется большой спектр игр для развития мелкой моторики рук. Желательно, чтобы у детей имелось представление о том, что каждый палец носит своё название. Реализовать эту задачу можно в игровой форме. Стоит помнить, что рассказ должен сопровождаться определёнными действиями направленными на развитие моторики рук. Родители могут самостоятельно придумать сказку или взять материалы из специальных источников, где эта проблема популярно освящается.
Например, можно начать так: «Сегодня мы познакомим тебя с новыми друзьями. Они братья и у каждого есть своё имя – Указательный, Мизинец, Безымянный. Их королевства расположены совсем рядом друг с другом. С самого детства они были неразлучны, но однажды у них возник спор – кто главнее… Давай поможем им помириться и показать, что каждый из них важен по-своему».
В качестве игр для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные считалочки, стишки, в которых главными действующими персонажами станут именно пальцы рук. Существует масса вариантов подобных развивающих мероприятий. Таким образом, развитие мелкой моторики рук представляется нам, весьма важным и актуальным вопросом. Отчасти именно этим параметром будут определяться взлёты и падения при освоении школьной программы. Следовательно, необходимо своевременно заниматься формированием ручной умелости. При таком подходе мы подарим ребёнку ещё один маленький шанс на успешную жизнь.