Любовь Пряморукова
Как развивать мелкую моторику и подготовить руку ребенка к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Как развивать мелкую моторику и подготовить руку ребенка к письму?
В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей детей находятся на кончиках их пальцев.
Для начала нужно определить какая рука у ребенка ведущая.
Определить ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследований, можно с 4-5 лет. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками.
Тесты для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий
- завинтить крышку на бутылке;
- разрезать бумагу ножницами;
- нанизать бусины;
- почистить обувь щеткой;
Публикация «Как развивать мелкую моторику и подготовить руку ребенка к письму» размещена в разделах
- стереть ластиком крестики;
- намотать нитку на катушку;
- перелить воду из одного сосуда в другой;
- разложить карточки и так далее (мы рассмотрели только самые популярные)
Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М. Г Князевой и В. Ю Вильдавским.
Условия проведения данных тестов:
- Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
- Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
- Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка
- Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
- Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере необходимо доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.
Тест 1. Открывание спичечного коробка. Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков, и скажите: «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками, НО ведущей будет рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.
Тест 2. Построй домик из палочек. Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работает более активно.
Тест 3. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик, маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.
Тест «Переплетение пальцев рук»
Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки.
Как ребенок может развивать мелкую моторику самостоятельно :
- складывать пазлы;
- играть с конструктором;
- собирать мозаику;
- работать со шнурками;
- игра «Золушка» (разбирать фасоль, рис по разным коробочкам)
- застегнуть и растегнуть пуговицу.
А что такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка судят о его готовности и обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и соображение, связную речь.
Эффективные пути для подготовки руки ребенка к письму.
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Ежедневные пальчиковые игры.
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы.
4. Теневой и пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам, штриховка.
6. Рисование геометрических фигур, букв в воздухе сначала ведущей рукой, а затем двумя руками.
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит большую пользу: развивается мелкая моторика рук, речь, мышление, память.