Ольга сафронова
Как научить ребенка любить и беречь природу
▼ Скачать + Заказать документы
" Как научить ребенка любить и беречь природу"
С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ей. Мы – люди, живущие на земле должны быть созидателями,а не губителями природы. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.
Публикация «Как научить ребенка любить и беречь природу» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, чему научим мы, взрослые, своих детей– заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами и богатствами нашей земли.
Ребенок должен осознать, что природа и планета в целом - это такой же дом, как и тот где он живет с родителями. Поэтому надо беречь нашу планету как свой дом. В благодарность природа подарит чистый воздух, воду, хлеб и все что может дать нам земля. А это долгая и здоровая жизнь. Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. А это закладывается в нас с детства. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической грамотности, которая затем переходит в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.
Для наших детей мы должны стать примером правильного «экологического поведения.», Если родители читают, то с большей вероятностью ребенок будет любить книги. Если папа и мама собирают разный мусор в разные пакеты,значит и ребенок будет следовать их примеру. Экология должна быть частью повседневной жизни. Нужно научить ребенка понимать, насколько важно сохранять природу с помощью предметов повседневной жизни.
Например: Надо объяснить, что нужно экономить бумагу. Рассказать ребенку, что материал изготавливают из дерева, а чем больше мы расходуем бумаги, тем больше вырубается деревьев. Ребенок должен понимать, что необходимо экономить воду, электроэнергию. Для этого нет необходимости в нудном образовании. Только на своем примере мы сможем показать малышам любовь к природе и к своей Родине.
Природа, с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее.
Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней.
Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать то, что он увидел.
Маленькие дети много двигаются. Наблюдения, рассматривания картинок необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животных. Предложить детям понаблюдать за птицами, послушать их голоса. Зимой вместе с детьми повесить кормушки и покормить птичек. При всем этом нужно доходчиво рассказывать малышам обо всем, что происходит вокруг них. Это способствуют лучшему усвоению и запоминанию.
Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний. В процессе игры дети сами того не замечая, впитывают информацию об окружающем мире.
Например: «Дождик песенку поет, (сжимают кулачки)
Только кто его поймет. (пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты (на обеих руках разжимаем указ пальцы)
Но зато поймут цветы (разгибаем средние)
И зеленая трава (разгибаем безымянные)
И весенняя листва. (разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно-
Прорастать начнет оно.»(разгибаем большие)
Оформление природного уголка в группе детского сада тоже должно носить обучающий характер. В оформлении природного уголка должны принимать участие и родители, которые вместе с детьми готовят поделки для природного уголка. Детям особенно близко и дорого то, что они вместе с мамой или папой сделали кормушку или из шишек сделали ежика.
Движения на свежем воздухе во время прогулок, и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе.
Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной природы нашей большой страны сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.