Людмила Дьяченко
Консультация «Как научить ребенка красиво рассказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время не часто радуют дошколята красивой и развёрнутой речью. Современные дети предпочитают общаться быстро и коротко. Конечно, этому способствуют современные технические средства: компьютеры, мобильные телефоны.
По результатам обследования в массовых группах детского сада до 70-80% детей отстают в речевом развитии и нуждаются в логопедической помощи.
Логопеды сталкиваются с такой проблемой как недостаточная сформированность связной речи у дошкольников.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка красиво рассказывать“» размещена в разделах
Дети затрудняются пересказывать услышанную информацию, выражать свои мысли, обмениваться впечатлениями. Связная речь наполнена запинками и паузами, при рассказывании дети перескакивают с одной информации на другую, теряют главную мысль, в их фразе можно услышать сокращения, разнообразные отклонения от нормы, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а так же нарушения синтаксических норм.
Давайте мы взрослые задумаемся, в чем же причина речевых проблем наших детей, попробуем разобраться и помочь своим детям. Порой виноваты мы сами. Нам некогда выслушивать своих детей, дискутировать, просто общаться из–за своей занятости, усталости. Становится легче усадить ребёнка возле компьютера или телевизора.
Есть и другая категория родителей, которые читают детям книги, водят на экскурсии, проводят вместе выходные, загружают разной информацией. Но и эти дети в общении, в изложении памятных событий не используют развёрнутую речь. Где же выход? Как научить ребёнка интересно и правильно рассказывать?
Вы когда–нибудь задавали себе вопрос, почему одни люди умеют свободно общаться в любой компании, являются мастерами публичных выступлений, быстро умеют извлекать из идущей информации главное, отстаивать свою точку зрения, а другие, и читают много, и образование имеют, но, как в народе говорят, «двух слов связать не могут». В чем причина того, что наши дети идущие в школу не могут пересказать своими словами прочитанное в учебнике, из параграфа выделить главную мысль. Ответ на этот вопрос надо искать в раннем детстве.
Развивать речь ребёнка необходимо с его рождения. Недостаточно посадить малыша к компьютеру или прочитать книгу, показать или рассказать о чём–либо. Потому что получается так, что мы навязываем ребёнку информацию, а он к этому порой не готов, не проявил интереса, не обратил внимание. Нам кажется, он должен знать то о чём мы ему рассказали и обязательно этим поделиться с друзьями в детском саду, а его рассказ в итоге состоял всего лишь из одной фразы. Как сделать так, чтобы малыш мог полно и интересно излагать увиденное и услышанное? Как развивать связную речь ребёнка?
Во–первых, мы взрослые должны захотеть сделать это. Вы готовы?
Давайте сядем напротив своего ребёнка, прямо сейчас, и вспомним маленькие мелочи, с которыми мы сегодня столкнулись, например, когда ехали в автобусе. Давайте зададим ребё нку вопрос и поможем ответить: «Кто водит этот транспорт города, кто продаёт билеты и зачем, кем мы были в автобусе и почему платили деньги, почему уступили бабушке место, а потом крепко держались за поручни и стояли, широко расставив ноги, почему в автобусе пол резиновый, зачем в автобусе окна, и что мы увидели из окна?» Нам кажется, что наши дети всё это знают. Но мы ошибаемся, они многого не знают, а, порой зная, не могут рассказать. Но мы опять не получим нужного результата, если просто ребёнку про это расскажем. Через день или неделю эта информация сотрётся из головы малыша. Ребёнок не имеет жизненного опыта, а слуховая информация быстро стирается. Чтобы ребёнок запомнил надо неоднократно возвращаться к изложенным фактам, событиям, впечатлениям. Сегодня вы прочитали, рассказали, показали, а завтра он должен вам об этом рассказать сам. Задайте вопрос, попросите вспомнить, побуждайте ребёнка к рассказу, дополните упущенное. Потратьте на это немного времени, и в благодарность вам ребёнок научится мыслить, рассуждать, доказывать.
Вот один пример. На предложение рассказать, как ребёнок с родителями провёл выходные, он ограничился фразами: «Ездили на шашлыки. Жарили мясо.» Учите ребёнка все замечать описывать погоду и природу, как вы покупали мясо и мариновали шашлыки, собирали хворост и разводили костёр, играли в спортивные игры и пели песни у костра, как тушили оставшиеся угольки и убирали за собой мусор и почему поступили так, а не иначе. А вечером побеседуйте с ребёнком. Предложите ребёнку всё вспоминать, помогите ему это сделать. Придя в садик, ваш малыш не останется равнодушным к проведённым выходным, а обязательно поделится своими впечатлениями. И этому научили его вы. Да этому надо учить!