Евгения Пупыкина
Как научить детей структуре связного текста за 7 занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить детей структуре связного текста за 7 занятий.
Цель: формирование у детей понятия структуры рассказа.
Задачи: развивать способность составлять связный и логически последовательный текст, учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы воспитателя, выделять главное в каждой части рассказа, придумывать название рассказу, определять недостающую часть. Развивать внимание, мышление и образную речь.
Первое занятие.
Чтение рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж» (Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет, стр. 270).
Публикация «Как научить детей структуре связного текста за 7 занятий» размещена в разделах
• Воспитатель читает рассказ, называет автора, задает вопросы: На какую тему рассказ? О чем говорится в начале рассказа? О чем говорится в середине рассказа? Чем заканчивается рассказ?
• Воспитатель предлагает детям придумать название тексту.
• Воспитатель читает название рассказа, которое дал автор.
Второе занятие.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу назвали Тюпой» (Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, стр. 145). Вопрос: Кого называют Тюпой?
• Воспитатель читает середину и конец текста, опуская начало. Задает вопрос: Какой части не хватает? Если дети затрудняются с ответом, задает вопросы, на которые дети не смогут ответить (ответ находится в начале текста, который дети не слышали, например: Где происходит действие? Как это началось?
• Воспитатель говорит детям, что начало - это о ком, о чем и где происходит действие.
• Воспитатель предлагает детям придумать свое начало. Затем читает авторское начало.
• Воспитатель просит озаглавить текст, а затем читает авторское название.
Третье занятие.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята» (Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, стр. 148).
• Ход занятия такой же, как и второе занятие, только воспитатель просит детей доказать, почему они уверены, что рассказ прочитан не с самого начала. Воспитатель должен добиться от детей связных ответов и помочь им сделать вывод.
Четвертое и пятое занятия.
Чтение рассказов.
Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц?» (Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, стр. 146). Вопрос: Почему Тюпа больше не ловит птиц?
Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» (Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет, стр. 273).
• Ходя занятия повторяет второе и третье занятия с той разницей, что опускается теперь середина рассказа.
• Середина – это основная часть, в ней рассказывается, как происходит действие (происходит развитие действия и кульминация).
Шестое занятие.
• Ход занятия повторяет второе и третье занятие, только теперь опускается концовка рассказа.
• Концовка рассказа – это когда мы узнаем, чем все закончилось. Это разрешение кульминации, развязка сюжета.
Седьмое занятие.
Закрепление знаний о структуре рассказа.
• На магнитной доске круг, состоящий из трех разъемных частей разного цвета.
• Воспитатель задает вопросы: Что это? (Круг)
• Воспитатель убирает одну часть. Если нет хотя бы одной части, то это уже не круг. Так и рассказ: если три части (начало, середина, конец) – это рассказ. Нет одной части – это не рассказ.
• Воспитатель читает рассказ. Дети убирают ту часть круга, которую не услышали в рассказе.