Ольга Блинова
Как красиво можно с детьми показать сказку
▼ Скачать + Заказать документы
Как красиво можно с детьми показать сказку
Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Темочки:
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
На мой взгляд, литература, искусство и театр – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного и таинственного, а иногда и страшного. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дошкольник и сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений чувств остается подлинной, “взрослой”.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Грамотно организованная театральная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.
Театральное искусство близко и понятно детьми, ведь в основе лежит игра. И наша задача - увлечь ребенка играть дальше, вместе, повести в игре за собой. В настоящий театр – 4-х летних детей вести еще рано, а я показываю детям небольшой спектакль - игру и привлечь к нему малышей можно.
Дети могут танцевать, петь, читать стихи ради участия в коллективном действии, которое приносит им удовольствие. В таком возрасте можно использовать такую форму: когда дети не говорят, а только действуют, показывают то, о чем рассказывает взрослый, рассказчик. Одним словом,любой праздник с элементами театрально-игрового творчества - это прежде всего игра, особая праздничная игра, которую мы, взрослые, помогаем ребенку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе. С чего же начать? Уже в младшей группе я привлекаю наших малышей для обыгрывания малых литературных форм – потешек. Я подбирала сказки, песни и стихи, которые могут научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям; понять, что такое добро и зло, быть терпимыми и бескорыстными. Включаю в повседневную работу песенки, потешки, музыкальные игры с элементами драматизации. Игры под наше пение “Сорока-сорока”, “Идет коза рогатая”. Это жемчужины народной педагогики. В начале года провожу несложные игры - их цель активизировать детей, заинтересовать, порадовать. Постепенно переходим к более сложным играм - импровизациям (“Веселые гуси”). И уже во втором полугодии привлекаю малышей для обыгрывания малых литературных форм – сказок. А так как всегда звучит много музыки в сказках, то я назвала их - музыкальные сказки.
Подготовка музыкальной сказки обычно строится по следующей примерной схеме:
При проведении музыкальных сказок соблюдаю главное и необходимое условие – использую хорошо знакомые детям произведения. Для этого отбираю небольшие произведения: потешки, песенки, сказки.
Следующий этап – это работа над единой сюжетной линией. Так как все произведения небольшие по объему, приходится расширять сюжет сказки, вводя новых персонажей. Это позволяет привлечь к участию всех детей группы. Так в сказке “Колобок” появляется танец “Цветов” и пляска “Зайчиков”. В сказке “Репка” - внучке помогают тянуть репку ее “подружки”. А в сказке “Курочка Ряба” воображаемое яичко разбивает не одна мышка, а целых пять. В сказке “Сорока – белобока” появился необычный персонаж “гусеница”.
Музыку подбираем вместе с музыкальным руководителем. В основном народную, классическую или мелодии, соответствующие характеру героев. Если это “зайчики” - то музыка звучит быстрая, веселая. Медведь – добродушный увалень – медленная. Всю музыку записываем на фонограмму и слушаем вместе с детьми. Предлагаю посмотреть отрывки из следующих музыкальных сказок : “У Лукоморья”, “Репка”, “Серенькая кошечка”.
Далее идет работа непосредственно с детьми. Сначала читаем знакомую сказку, потешку два-три раза, рассматриваем иллюстрации. Затем лепим по сказке, рисуем, наблюдаем за живым объектом. Например, сказка "Серенькая кошечка”. Лепим “мисочку для кошечки, рисуем «Пушистую шёрстку», проводим аппликацию «Узорчатый коврик для кошечки». Рисуем “Клубочки для кошечки”. Наблюдаем за живым объектом. Это все делается для лучшего запоминания образа.
После этого показываю сказку в виде настольного театра. Я на глазах у детей разыгрываю действие, а малыши перемещают фигурки. Когда пьеса разыграна, тогда дети перемещаются на ковер и группой изображают персонажей сказки. Очень интересно детям действовать с куклами конусами. Можно также использовать фланелеграф, куклы би-ба-бо.
Хочется особенно остановиться на работе с родителями. Оказывается большая помощь с их стороны. Участие в пошиве костюмов и изготовлении атрибутов театра. Но и мы стараемся их порадовать. Создаем для них настоящий праздник с участием их детей. Приглашаем на премьеру сказки. Оформили альбом с фотографиями. Очень довольны.
Кроме музыкальных игр использую подвижные игры, в которых участвуют персонажи будущих сказок.
Следующий этап – подбираем костюмы – для курочки Рябы - юбочку, для бабки – косынку, для мышек – шапочки с ушками и т. д. Наряжая детей, проговариваю отрывки из сказок, реплики персонажей: предлагаю кому-то попищать “как мышка”, помахать “крылышками” “как птенчики”, поклевать зернышки “как цыплята”. Детям очень нравится наряжаться в костюмы. Участие в музыкальных играх – драматизация – дает детям очень многое: развиваются фантазии, эмоции, дети становятся более общительными, улучшается речь. И наши дети способны не только петь и танцевать, но, самое главное, показать красивую сказку.
Занятия строю на использовании технологии обучения основам актерского мастерства, где задействованы такие приемы, как техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, знакомство с театральной азбукой, а также знакомство с основами актерского мастерства. С целью психофизической разрядки детей я использую по театрализованной деятельности психогимнастику и направляю ее на обучение элементам техники выразительных движений, приемам самовыражения в мимических и пантомимических этюдах, на преодоление барьеров в общении.