Валентина Нефёдова
«Как деревья готовятся к Зиме» (экологическая тропа осенней экскурсии)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой; воспитывать любовь к природе, замечать красоту, формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
Заучивание стихов, п. /игра «Дети и медведи», приготовление письма с загадками о птицах, разучивание пословиц о лесе.
Чтение рассказов о лесе, рассматривание картин и лесе, животных, птицах.
Публикация «„Как деревья готовятся к Зиме“ (экологическая тропа осенней экскурсии)» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Зима
- Зимние деревья. Прогулки, наблюдения
- Зимние прогулки и наблюдения
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Активизация словаря: лес, деревья, птицы, обитатели леса, меняет шубку, принакрылся кожухом, роща, краса.
Материал: конверт с загадками о птицах.
Ход экскурсии
Воспитатель:
– Дети, сегодня мы с вами остановимся на станции «Зеленый друг». А кто же нас будет встречать на станции? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)
– Кто знает, что такое экология?
– Наука экология изучает наш дом-планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме.
– Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от солнца? (Все в нашем доме взаимосвязанно, все зависят друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком: если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить: если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку)
Леса – это легкие планеты, которые производят кислород. По-другому лес еще называют лесной фабрикой. (Висит плакат)
Много леса – НЕ ГУБИ,
Мало леса – БЕРЕГИ.
Нет леса – ПОСАДИ!
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Весной веселит,
Летом молодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. Что это?
Дети: ЛЕС
Воспитатель:
- Послушайте стихотворения о лесе:
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвой
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои…
Воспитатель:- А без чего не может быть леса?
Дети: Без деревьев
Воспитатель: Возле моего дома растет три дерева, это лес?
Дети: Нет нужно много деревьев
Воспитатель: На лесосеке много спиленных деревьев
Дети: В лесу должно быть много живых деревьев
Воспитатель: Растут деревья где?
Дети: На земле
Воспитатель: А сколько вы можете образовать слов от слова лес?
Дети: Лес-лесок-лесочек-лесной-лесоруб-лесовоз:
участок леса – лесничество;
лесной сторож – лесник;
ученый, разводит лес и думает, как его сохранить – лесовод;
начальник лесного хозяйства – лесничий.
Лес - это много деревьев, растущих на земле.
- Послушайте пословицы о лесе. - Растение - земли украшение. - Рощи да леса - всему свету краса. - По лесу ходи - под ноги гляди. - Лес и вода - брат и сестра.
Воспитатель: Приглашаю всех на лесную полянку поиграть в игру “Лесовод” “Лесоводом я родился,
Не на шутку рассердился,
Все деревья надоели, кроме одного … оно могучее, …”
Воспитатель:
– Ребята, а как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа?
Дети: ДА
Воспитатель: Все живое потихоньку, готовится к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.
– Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что происходит на улице?
Дети: Листопад
Воспитатель: Только листья разметешь,
Только станет чисто,
Вновь летят, как желтый дождь,
Листья, листья, листья.
Правильно, листопад начался. Посмотрите, как по-разному падают листья: один – медленно кружась, а другой сразу ложится на землю. Когда мы ходим по листьям, слышно, как они шуршат. Ребята, почему падают листья?
Дети: Пришла осень.
Воспитатель: Правильно, осень наступила, стало холодно. Дует ветер, он срывает листья с деревьев, и они медленно падают на землю – это листопад
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Всюду листья шелестят.
физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо. (Руками машем в лицо.)
Закачалось деревцо. (Руки подняли вверх. Выполняем покачивание вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише. (Приседание, руки вперед.)
Деревцо все выше, выше, выше. (Плавно поднимаясь, руки вверх, встать на носочки.)
Воспитатель: Ребята, а нам с вами голубь принес письмо в конверте. Посмотрим что в нем?
Дети: Да
Раскрываем письмо.
Воспитатель:
- Да здесь какие-то загадки. Помогите мне их разгадать.
Кто так громко все стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет?
(Сорока)
Угадай. Какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает:
«Тень, тень!
Как хорош осенний день!»
(Синица)
Грудка ярче, чем заря
У кого?
(У снегиря)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее… (Ворона)5
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
(Дятел) Воспитатель:
- Молодцы, все отгадали. Ребята это нам осень сюрпризы приготовила.
- Понравилось вам в осеннем лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Теперь дети, пора возвращаться с лесной полянки в
детский сад. Но прежде чем мы с вами уйдём мы повторим правила поведения в лесу.
Повторение правил поведения человека в лесу.
– Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?
1. Оберегай растения и животных. Особенно занесенных в Красную книгу.
2. Не жги осенью траву, так как от нее может загореться лес.
3. Не руби и не ломай деревья и кустарники. Банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.
5. Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землей: для костра использовать сухой валежник или специально запасенные дрова: перед уходом костер залей водой и засыпь землей.
6. Не разоряй гнезда и муравейники.
7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.
– Среди нас много есть нарушителей, но надо постараться соблюдать правила поведения человека в парке, лесу и делать замечания тем, кто нарушает эти правила.