Наталья Холова
Из опыта работы по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по программе «Социокультурные истоки» с первой младшей до подготовительной группы в ДОУ.
Из опыта работы по программе «Социокультурные истоки».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно - нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Публикация «Из опыта работы по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта определен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.
«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом.
Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Д. Медведев.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В соответствии с ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Авторы программы Игорь Алексеевич Кузьмин, профессор, член – корреспондент Российской академии естественных наук и Александр Васильевич Камкин, профессор Волгоградского педагогического университета, член – корреспондент Российской академии естественных наук. Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года. В июле 1998 года в Комитете по образованию и науке Государственной Думы программа впервые была рассмотрена и получила поддержку. В 2002 году учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ «Рекомендован для использования в учебно-воспитательном процессе субъектов РФ»; в 2011, 2016 годах Издательский дом «Истоки» Министерством образования и науки Российской Федерации включен в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендуемых для образовательных учреждений на территории субъектов РФ. (Программа для дошкольного образования входит составной частью в единый со школой учебно-методический комплекс). В 2013 году программа получила гриф Синодального отдела и катехизации Русской православной Церкви. Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе ценностей и идеалов российской цивилизации.
Как я уже говорила ранее, современная жизнь общества диктует необходимость духовного возрождения, возвращение к прежним приоритетам - любви к Отечеству, традиционным нравственным ценностям, дружной, крепкой, в идеале, многодетной семье. Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа успешно реализуется в воспитании детей из семей, где придерживаются других культурных традиций, так как возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур. Программа «Истоки в дошкольном образовании» соответствует светскому характеру образования, способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Само содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях.
Для ее реализации создан целостный учебно-методический комплект и апробированы педагогические технологии.
В работе с дошкольниками программа учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Данная программа рассчитана для 4 возрастных групп. :
• Младший возраст (3-4 года)
• Средний возраст (4-5 лет)
• Старший возраст (5-6 лет)
• Подготовительная к школе группа (6-7и лет)
В каждом возрасте формируются свои понятия:
• В младшем возрасте формируются понятия : Слово, Образ, Книга. (работа строится на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т. д.)
• В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды деятельности человека в ней:
«Дружная семья»
«В добрый путь»
«Добрая забота»
«Благодарное слово»
• В старшей группе обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость) через формирование понятий:
«Верность родной земле»
«Радость послушания»
«Добрые друзья»
«Мудрое слово»
• В подготовительной группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
«Сказочное слово»
«Напутственное слово»
«Светлый образ»
«Мастера и рукодельницы»
«Семейные традиции»
Реализация программы осуществляется через разные виды детской деятельности:
• Игры
• Чтение деятельность
• Изобразительная деятельность
• Музыкальную деятельность
• Театрализованную деятельность
• Эколого - познавательную деятельность
• Трудовую деятельность
• Конструктивную деятельность
• Физкультурно- оздоровительную деятельность
• Игры- занятия
Исходя из запросов наших родителей, воспитание детей, на основе реализации данной программы мы начали с младшей группы, так как многие темы показались нам очень актуальными для нашего возраста.
Вот, например, еще одна злободневная проблема. Самая большая потребность современного ребенка в общении с мамой, папой. Он говорит: «Мама, посиди со мной, поговори со мной, мама, послушай меня». А маме некогда – век скоростей, технологий, Интернета, век Экрана. Наших детей называют детьми Экрана. К сожалению, часть психологов говорит, что в этом ничего страшного нет, что это реалии сегодняшней жизни. Но разве можно принимать за норму убогую, безобразную речь наших детей, не способных связно говорить, формулировать свои мысли, составлять сложные предложения? А какова речь, таково и мышление.
Вопрос очень актуальный, потому что воспитание маленького ребенка немыслимо осуществлять без его семьи, без родителей. Поэтому в программе «Социокультурные истоки» существуют три направления взаимодействия. Первое из них как раз и заключается в том, чтобы через эти книги присоединить родителей к образовательному инструментарию, а значит, и к содержанию самой программы. Родители работают по нашим книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. Таким образом, мы возвращаем традицию семейного душеполезного домашнего чтения, которая зародилось в России в 18 веке и выполняло важнейшую воспитательную и образовательную функцию.
Далее идет подготовка и в семье, и в детском саду к единственному итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца. И само это итоговое занятие есть уже третье направление работы с родителями. Родители становятся участниками образовательных отношений, грани между педагогом и ребенком практически стираются, и мы становимся одной семьей.
В педагогическом процессе и повседневной жизни мы часто используем загадки, пословицы и поговорки; ежедневно утром и вечером приветствуем каждого ребенка в ресурсном кругу. Используем в работе с детьми чтение авторских и народных сказок, былин, рассказов, загадок, потешек, пословиц и поговорок.
На начальном этапе по работе с родителями мы столкнулись с проблемой – малое участие родителей в рамках данной программы. Для решения этой проблемы мы стали привлекать родителей выполняя творческие задания совместно с детьми, а именно: заполнение страниц альбомов; изготовление «книжек-малышек»; создание собственных сказок; участие в конкурсах, праздниках, изготовление дидактических игр и пособий по темам программы «Социокультурные Истоки»; совместная организация тематических вечеров с активным участием родителей таких как: «Колядки», «Масленица»,«Рождество Христово»», «9 Мая – День Победы», «День Матери», «День Отца», «Светлая Пасха» и т. д. Так же стали проводить занятия с родителями на родительских собраниях. За активное участие семей мы поощряли их благодарностями, грамотами и размещали информацию на групповом стенде «Наши добрые дела». Благодаря этому мы смогли привлечь родителей к активному участию в рамках данной программы «Социокультурные истоки». Что помогло объединить усилия ДОУ и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
Ежегодно наши воспитанники совместно с родителями принимают активное участие во Всероссийских конкурсах: «Красота Божьего мира», «Мастерская Деда Мороза», «Краски Осени»; «Эхо войны», «Светлая Пасха», «Рождество» в муниципальных конкурсах «Безопасный труд глазами детей», «Я рисую!»; конкурсах МДОУ «Осенние фантазии», «Рождественские фантазии», «Маму я Люблю»; участвовали в акциях «Безопасная весна»; участвовали в ежегодных смотрах художественной самодеятельности. Наши родители были активными помощниками и участниками всех мероприятий. В течении всех лет проводилась большая кропотливая работа с семьей : консультации по теме: «Дорога Добра», «Положи твоё сердце у чтения», «Духовно-нравственное воспитание в детском саду и дома», «Русская мудрость в воспитании», «Семья и семейные ценности», «Напутственное слово»; реализованы проекты «Поём колыбельные песни», «Неделя народных игр», «Светлая Пасха». В течении пяти лет прошли родительские собрания на темы: «Знакомство с программой «Социокультурные Истоки», «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»; «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; «Воспитываем добротой»; проведение совместных народных и православных праздников «Рождество», «Здравствуй, Масленица», «Пасха», «День Матери».
Благодаря данной программе мы смогли привлечь родителей к активному участию. Что помогло нам объединить усилия ДОУ и семьи с целью формирования взрослых и детей единой системы ценностей.
Таким образом, устраняется разрыв между ДОУ и семьей в вопросах воспитания.
В работе с дошкольниками программа учитывает особенности дошкольного возраста – периода активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
В течение этого учебного года по теме «Верность родной земле» мы провели мероприятие «Богатыри земли русской» в виде квест –игры. Игра позволила детям представить себя не только богатырями, но и спортсменами, путешественниками, сказочными героями.
Дети помогали богатырям русским искать доспехи, оружие, выбирать дорогу, отгадывать загадки, проходить испытания. После того, как дети прошли все испытания, на память им вручили грамоты.
Следующее мероприятие по теме «Радость послушания» прошло в виде игры- занятия «Что такое хорошо и что такое плохо». Формирование понятий проходило в предварительной работе на основе сказок «Гуси-лебеди» и «Аленький цветочек». Дети рассказали родителям, что такое послушание, какие послушания и непослушания встречаются в сказках и к чему это приводит. Совместно с родителями выделили для себя правила поведения в группе, а также был сделан коллаж под названием «Плоды послушания и непослушания». Родители сделали деревья, а дети развешивали плоды. Поды послушания имеют – красный цвет, а непослушания- зеленый.
По теме «Светлая надежда» была проведена беседа, где дети размышляли над понятиями таких категорий как «надежда», «вера», «согласие», прочитав «Предание о первой Рождественской ёлке», дети узнали, почему ёлочка является символом Рождества и Нового года. Узнали, как украшали ёлку. Что единственным украшением на елке были звездочки. Итог мероприятия – изготовление ангелочков для рождественской ёлки.
По теме «Добрые друзья» провели мероприятие «Дружба начинается с улыбки». Мы говорили с детьми о дружбе, играли в различные игры, рассказывали пословицы о дружбе. Родителям было дано задание нарисовать «Цветок добрых слов», который потом выносили на обсуждение.
Ценность всех проводимых мероприятий еще и в том, что совместная деятельность родителей и детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие у ребенка духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
В конце мая мы будем проводить последнее мероприятие в этом учебном году «Мудрые люди» с участием старшего поколения (бабушки и дедушки). Надеемся, что обстановка с коронавирусом нам это позволит. Мудрость- рядом с нами.
При освоении программы «Социокультурные истоки» дети приобретают первоначальные представления социального характера, социальные знания и знания о нравственности, включают их в систему социальных отношений, соотносят, получают собственный опыт переживания и позитивного отношения к базовым полученные знания с главными жизненными ценностями человека и общества ценностям Российской цивилизации. И, наконец, они получают опыт самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа.
На занятиях мы даем возможность детям порассуждать, почему так важно, например, не просто произносить имя своих ближних, а произносить его ласково. А что дает употребление доброго слова, как меняются взаимоотношения от этого, какие возникают чувства, если мы не говорим эти добрые слова? А какую роль играет ласковая песня, как колыбельная воздействует на маленького ребенка? Почему очень важно, как можно дольше петь колыбельные песни?
Работая по данной программе, мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких – так программа превращается в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым де6ам и поступкам.