Галина Новикова
Мастер-класс «Рисование голосом» из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
(на основе методики Татьяны Боровик).
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям, а также при этом используется показ рукой направления, куда следует вести голос.
Необычность возникшего звукового рисунка не только у детей, но и у взрослых, которые впервые знакомятся с этой интонационной формой, всегда вызывает удивленную реакцию.
Можно сказать и то, что это единственный из способов, который учит детей самостоятельно управлять линией движения голоса.
Публикация «Мастер-класс „Рисование голосом“ из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2018
Начинать использовать данный метод можно с детьми младшего дошкольного возраста, предложив им игру с голосом, например: катимся на санках с горки вниз – «Ух!» (показать иллюстрацию, также можно пробовать изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы. Направление движения звука первоначально показывает педагог рукой, т. к. простейшим средством запечатления музыки являются ручные знаки, действующие по принципу прямой аналогии, т. е. при движении мелодии вверх рука поднимается, при движении вниз опускается. Ручные знаки способны передавать как высотное положение тона, так и направление звукового движения. В этом движении отражается процесс мелодического развертывания.
Со средней группы можно использовать простые графические изображения голосовой партитуры (показать, добавить изображение голосом подпрыгивающего мяча, капель дождя. При нотной записи временной музыкальный образ переводится в пространственный образ. Музыка начинается осваиваться не только ухом, но и глазом. Глаз, важный для человека орган чувств, посредством зрения мы получаем едва ли не 90% информации (во всяком случае, гораздо более, нежели через слух). Глаз помогает детям включаться в процесс слушания музыки. Существенным является то, что через знаки и пространственные представления облегчается восприятие целостности мелодических фигур. Зрительные образы способствуют постижению динамики мелодического движения. Запись и чтение нотной графики – следующий важный этап в развитии музыкального слуха ребёнка.
Для старших дошкольников используются графические изображения голосовой партитуры более сложные, например, изобразить круг, волнистую линию и т. п. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
По мере усвоения детьми навыка изображения звукового рисунка, можно использовать со старшими дошкольниками и игры по данной теме.
Ход мастер-класса.
А теперь я предлагаю в детство всем нам заглянуть,
Ну а вдруг кому понравится? Вы согласны? В добрый путь.
Чтобы нам с вами было комфортнее далее работать, я предлагаю вам поделиться хорошим настроением, поприветствовать друг друга.
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу её понемножечку.
(Под музыку поглаживаем свою ладошечку, затем поглаживаем ладошечку соседа).
Я предлагаю вам взглянуть на графическое изображение голосовой партитуры и попробовать ее исполнить. В работе мы будем использовать звук «О», но по мере усвоения детьми данного материала в пропевание рисованных линий я включаю как гласные, так и согласные звуки. Поэтому на карточках представлены карточки синего (для согласных) и красного (для гласны) цветов.
(Рисунки представлены в презентации)
«Два друга». Двое участников поют две линии: вверху и внизу. Пропевание звуков сопровождают движением руки.
«Искорки». Следующие двое участников изображают мерцание искорок: вверху и внизу. Очень коротко произносить на разеой высоте звук «У», помогая себе указательным пальцем.
«Дорожка и горка». «Зайти» голосом на горку по ступенькам и съехать с нее на санках
«Маленькие и большие волны». Первый раз пропевается линия, раскачивая звук в узком диапазоне (тон, полутон). Второй раз увеличивается амплитуда, глиссандируя голосом вверх, вниз, как по волнам. Третий раз – исполняется на два голоса: партию «маленьких волн» поют дети, сверху накладывает свою партитуру музыкальный руководитель – «большие волны».
«Концерт. Поем по записи». Разделить детей на подгруппы. Спеть по рисунку, накладывая одну линию на другую по сигналу дирижера.
Игры с использованием метода «Рисование голосом»
1. Пение с закрытыми глазами на ощупь.
На лист бумаги приклеивается тесьма или веревка в разных графических изображениях. Изображается круг, прямая линия, две прямые линии разной текстуры, разница которых отчетливо определяется на ощупь. (вверху – более тонкая, снизу – потолще).
2. Определи на слух.
На экране выведены звуковые рисунки. Один из участников игры (водящий) поворачивается спиной к остальным. По сигналу ведущего (взрослого) оставшиеся участники пропевают по одному графическому рисунку. Водящий – угадывает, показывая изображение на экране.
3. «Повтори».
Один участник пропевает придуманный звуковой рисунок, сопровождая показом рукой, другой повторяет.
4. Определи на ощупь и пропой. (аналогично «Чудесному мешочку»)
В мешочке находятся предметы разной формы: круг, треугольник, квадрат и т. п. Играющий должен на ощупь определить форму и звуковым рисунком изобразить ее для остальных.
5. Экспериментирование с голосом.
Внутри каждого из нас живет самый главный наш инструмент – голос. С голосом тоже можно поэкспериментировать.
У нас есть волшебная коробочка, в которой «живут» детские голоса, как только ниточку потянешь, голос сразу зазвучит (пока звучит голос, нитка тянется, затем обрезается, дети могут сравнить у кого дольше всех звучал голос, затем из этих ниток можно складывать различные звуковые рисунки и пропевать их вместе со всеми, а можно создать коллективный проект – партитуру и исполнить его хором.
С точки зрения методики, это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни один ребенок не чувствует себя плохо поющим. А это очень важный момент — утверждение себя в том, что я могу петь!