Татьяна Цесарова
Как я развиваю чувствительность к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Благодаря зрению, мы способны познавать всю полноту окружающего мира, именно благодаря зрению, мы можем правильно ориентироваться в пространстве и воспринимать богатейшую палитру цветов и оттенков.
Содержание работы определяется программой Л. И. Плаксиной по развитию зрительного восприятия.
Основная цель: – это расширить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость, полноту и точность зрительного обследования предметов и изображений.
Публикация «Как я развиваю чувствительность к окружающему миру» размещена в разделах
В соответствии с новыми подходами к обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения и исходя из личностно- ориентированного подхода к процессу развития зрительного восприятия представляется целесообразным перечислить задачи, которые необходимо реализовать в процессе работы по данному направлению. Учить различать и называть основные цвета и оттенки, ориентироваться в зашумленных изображениях, развивать глазомер, упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, обучать группировке предметов по определенным признакам, учи ть детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Например, в начале учебного года всегда изучается тема «Овощи и фрукты». Поэтому на занятии по развитию зрительного восприятия использую дидактические игры «Догадайся по силуэту, что это», «Найди по контурному изображению только фрукты», «Догадайся по вкусу, запаху, что это», «Посмотри и скажи, что ближе (дальше) к тебе овощ или фрукт», «Обведи через кальку» и т. д. Так веду работу по всем основным темам.
Основной метод, который я использую в своей работе это индивидуально – дифференцированный подход и практические действия с ребенком, т. к. они наиболее эффективны для коррекции недостаточности чувственного опыта детей.
В своей работе использую дидактические игры. Дидактическая игра – одна из ведущих коррекционно – развивающих форм воздействия взрослого на ребенка. Дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством развития зрительного восприятия у детей, имеющих зрительные нарушения
Большое внимание уделяю развитию общей и мелкой моторике. Для этого использую пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют тренировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренирует точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры организую в водной части занятия или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха.
Со старшими дошкольниками использую тетради в крупную клетку, потому что в процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микро-пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Даю детям такие задания: «Продолжи ряд», «Нарисуй вертикальные и горизонтальные палочки», графические диктанты, рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась ее,
Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому включаю в ежедневную работу специальные зрительно-восстановительные упражнения. Детей с нарушением зрения с двух лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в привычку играть в эти игры.
Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (мозаичное конструирование, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т. п.).
С первых занятий необходимо создать дружелюбную атмосферу, расположить ребенка к контакту. Для этого требуется вовлечь ребенка в игровой процесс, используя игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия. Наблюдаю за поведением ребенка, движением его глаз, за тем, как он выделяет неподвижный объект в пространстве или следит за движущимся предметом (прямолинейное движение автоматической игрушки, круговое движение шара внутри конической поверхности и т. д.). На первых занятиях важно оценить психологические особенности ребенка, его интеллектуальные возможности, глазодвигательные реакции и т. д., наметить план работы. Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому включаю в ежедневную работу специальные зрительно-восстановительные упражнения.
Для развития зрительно- познавательной активности применяю логические задачи и упражнения. Например: «Ежик с начало съел грушу, а потом яблоко, красным фломастером раскрась то, что он съел позже, а желтым, что раньше». Детям предлагаю игры и упражнения : «Продолжи логический ряд», «Найди общий признак», «Догадайся и дорисуй», «Что здесь лишнее и почему?». К концу обучения у детей должен быть сформирован определенный запас знаний и умений, соответствующий поставленным задачам. Но самое главное дети должны научиться думать, рассуждать, самостоятельно решать предлагаемые им задачи.
Используя в работе с детьми разнообразные игровые задания и упражнения можно сделать вывод, что занимательная и доступная форма их использования позволяет многому научить детей, восполнить пробелы в их знаниях, компенсировать сенсорную недостаточность, обусловленную зрительными нарушениями.