Юлия Облавацкая
Стабилизация психоэмоционального фона посредством рисования и цвета (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Как происходит влияние цвета на состояние человека?
Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на самочувствие и настроение. И наоборот, изменение состояния, уюта, меняет характер и восприятие.
Рисование самый популярный метод арт-терапии
Публикация «Стабилизация психоэмоционального фона посредством рисования и цвета (из опыта работы)» размещена в разделах
Знакомая ситуация. Ребенок сидит, пыхтит, старается и четко выводит контуры. Вот получилось солнце, небо, дом, собака, люди, поле или мальчишка из соседнего двора. Казалось бы, дети рисуют понятные вещи, но через них выражает свой внутренний мир, душевное состояние, эмоции. Дайте детям краски с карандашами, листок бумаги и полную свободу! И нас ждут настоящие открытия.
Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее нам станут многие непростые вещи.
Мир рисунка безграничен как фантазия детей, поэтому не всегда к прочтению образов нужно подходить буквально. Например, черные и серые тона не обязательно тоска и негатив. Возможно, ребенок просто экспериментирует и ищет применение этому цвету. Или персонажи сказок, герои популярных мультфильмов, сложно поддающиеся узнаванию это повод радоваться режиссерскому прочтению ребенка.
Использую цвет в самостоятельном рисовании при расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события, пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.
Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное – как я могу ему помочь.
Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, этот процесс еще нужно правильно организовать, заинтересовав маленького художника. Понятное дело, что большинство деток охотно соглашаются на такое творчество. Но и это стремление нужно всячески поддерживать.
Во-первых, всегда на видном месте и в поле зрения малыша у нас в группе находятся инструменты: бумага, карандаши, фломастеры, краски и кисточки.
Во-вторых, даю возможность ребенку выбора. Хочет много бумаги пусть берет. Хочет рисовать одновременно карандашом и маркером на здоровье. Надевая большой защитный слюнявчик, рубашку для рисования и вперед! Он не должен бояться испачкать стол, стены, одежду. Поэтому о месте для рисования и прочих мелочах я забочусь заранее.
В-третьих, мы не стремимся покупать дорогие принадлежности для рисования. Главное, не объемы, а наличие. Поэтому, лучше больше черновиков, чем один-два листка из дорогой покупной бумаги. Дальше фантазия и простор для созидания, который я как воспитатель всячески поощряю. Конечно, не в ущерб обстановке.
Конечно не избежать казусов. Какой ребенок не любит изрисовать стены или пройтись гуашью по дверце шкафа? И ведь не всегда это баловство. Чаще всего детьми движет желание познания, эксперимента и проверки своих способностей, для которых нужен простор. И его очень легко создать каждому, даже в пределах стандартной комнаты. Мы подвешиваем, натягиваем, прикрепляем большие листы ватмана, старых обоев или газетной бумаги. Ребенку нужно несколько дней, чтобы испробовать такой большой альбом для рисования. И дальше он вполне ограничится стандартным листом. На нем и образ виднее, удобнее контролировать процесс, всегда под рукой и компактно собирается в одном месте.
Также важно умело учить и одновременно вдохновлять ребенка на сюжетное рисование. Оно может быть в абсолютно любом стиле и манере исполнения. Пусть маленький наблюдатель старается не ограничиваться внутренними образами по памяти. Детки могут создавать целые серии и коллекции рисунков, собирая которые получается забавная книга или брошюра.
А сколько радости, восторга вызывает выставка рисунков, пусть и развешанная с помощью булавок на шторах в самой большой комнате! Так ребенок не только учится объяснять, формулировать и понятно доносить до публики свое видение, стиль подачи и манеру исполнения. Он также может наблюдать за реакцией людей, принимать советы и критику, быть благодарным за проявленный интерес.
Наблюдая за детьми в начальных классах, по мере взросления мальчишки все меньше проявляют интерес к рисованию и уже в школе занимаются этим неохотно и спустя рукава. Это связанно с тем, что пик интереса и желание освоить разные техники рисования наблюдается у детей 5 - 6 лет. А к 10 годам он медленно стихает. Как в детском саду, так и в школе рисунки девочек очень яркие, детальные и скрупулезные. Мальчики же предпочитают движение, поэтому часто их сюжеты размыты и выполнены не до конца.
Первые уроки живописного мастерства ребенку я давала в ванной комнате. Там его и все вокруг легче будет отмыть. Помни о том, что нельзя оставлять его одного на скользком полу, я стелила мягкие коврики.
Приучать ребенка к простейшему виду рисования пальцами, ладошками или кисточкой можно уже с 7 месяцев. Постепенно учим малыша правилам, которые сделают этот процесс удобным и приятным. Если ребенок не хочет рисовать, то сначала показываем ему, как а это делается. Тогда он поймет и усвоит, что краски нужны не для баловства, а для увлекательного дела.
Палитра, кисточка, стакан-непроливайка, альбом для рисования это не все инструменты для рисования. Еще мы пользуемся штамповой печатью, самодельными фигурками, обычными поролоновыми губками. Развитие детского изобразительного искусства проходит этапами: ручная техника, рисование кисточкой и смешивание красок, раскрашивание, сюжетные рисунки и свобода творчества.
Для улучшения самочувствие ребенка я рекомендую родителям очень приятным и предельно простым средством - использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения ребенок ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых оттенков. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.
Педагогам я рекомендую место, где в течение дня человек проводит больше всего времени, оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией. При плохом настроении рекомендую методику визуализации. Для этого ребенку предлагают воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.
В каждом ребенке живёт художник. Знакомя детей с творчеством художников, формируя навыки рисования, аппликация с использованием различных изобразительных средств, нетрадиционных техник изодеятельности: граттаж, квилинг, терра, набрызг, рельефное изображение, флористический дизайн, мы способствуем обогащению духовного мира ребенка, раскрывая его творческий потенциал, подчёркивая индивидуальность каждого.
Благодаря работе посредствам цветотерапии мы помогаем ребенку посредством рисования раскрыть и обогатить свой внутренний мир, раскрыть потенциал ребенка-творца через изобразительную деятельность.
Решаем следующие задачи:
1. Совершенствуем навыки работы красками, карандашами, пастелью
2. Развиваем эстетическое видение природы родного края
3. Помогаем освоить новые техники традиционного и нетрадиционного рисования
4. Поддерживаем стремление детей к освоению новых приёмов и методов рисования, аппликации
5. Совмещаем в одном произведении несколько техник и разнообразных изобразительных средств
6. Способствуем стремлению ребенка передать в работе свои мысли, чувства, эмоции.
Готовя пособия к занятиям, я опиралась на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт работы в группе показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши очень любят заниматься с такими игрушками, и процесс усвоения материала идет значительно быстрее.
Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.
Все занятия провожу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения мало-помалу пере-хожу к более развернутым.
Занятия я начинаю с различения двух цветов - красного и зеленого. Этот небольшой комплекс занятий под названием «Ёжики и грибочки» уже в начале адаптационного периода помогает развлечь и организовать детей.
Далее игры-занятия становятся разнообразнее. В них включается дидактический материал. Таков комплекс «Веселые подружки».
В этом комплексе занятий предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени усвоения материала. Этот комплекс игр-занятий также рассчитан на адаптационный период. Малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов-заместителей.
Сюжеты комплекса просты и знакомы ребятам. Приобретенные на занятиях навыки малыши в дальнейшем применяют в самостоятельной игре. Материалом в играх служат кубики, шарики, втулочки, пирамидки, все те игрушки, которые находятся в группе. Самое главное -творчески подходить к подбору игр - и ваши подопечные останутся довольны.
После комплекса игр-занятий с куклами я перехожу к дидактическим играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Этот комплекс игр называется «Веселые гномы». Он включает в себя группирование однородных и соотнесение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и величине предметов. Занятия проводятся по подгруппам. Как показывает опыт работы с детьми раннего возраста, большинство малышей усваивают ориентировку в цветах радуги уже к концу второго квартала.
Пособия к комплексам занятий «Жил осьминог со своей осьминожкой» разработаны в двух вариантах - плоскостном и объемном, что помогает детям более полно и отчетливо воспринимать различные свойства предметов.
Мир цвета сказочен не только для ребенка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие дает толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям веселую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными руками.