альбина садыкова
Использование тематических игр-этюдов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателями.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Публикация «Использование тематических игр-этюдов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Игры-этюды, в нашей группе, мы используем для формирования у детей культурно-гигиенических навыков. В подборе литературной основы для подобных игр мы руководствуемся следующими критериями:
• Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес у детей к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений;
• Побуждение ребенка к активности и самостоятельности, в использовании культурно-гигиенических умений, в ходе игровой деятельности и активизации их использования в повседневной жизни;
• Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации. Обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.
Мы используем следующие произведения:
Гигиена: А. Кондратьев «Мыло», «Щетка и расческа», Э. Мошковская «Уши», И. Токмакова «Гном»…
Прием пищи: И. Токмакова «Ай да суп», Г. Лагздынь «Куклу кормили», Э. Мошковская «Маша и каша»…
Опрятность: Потешки: «Уж я косу заплету», «Завяжу потуже шарф», В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Э. Мошковская «Митя и рубашка»…
Бережное отношение к вещам и игрушкам: М. Александрова «Что взяли – клади на место!», Е. Благинина «Приходите, поглядите!», А. Барто «Лошадка»…
Для создания положительного эмоционального фона, в оформление группы мы вносим фотографии детей, членов семьи - в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Дети с удовольствием рассматривают их. Подбираем аудиозаписи литературного материала, звуков природы, детских музыкальных произведений, записи чтения стихов детьми, которые периодически прослушиваем.
Поскольку разнообразие игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, мы в группе используем :
• Настольный театр: резиновые реалистичные игрушки, которые ребенок может удерживать в руках и проводить игровые действия (помыть поросенка для игры – этюда «Купание»).
• Плоскостной театр, где дети действуют с вырезанными бумажными фигурками.
• Театральные куклы: би-ба-бо, пальчиковые, на ложках.
В группе есть наборы к играм-этюдам: «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки» и др.
Для того, чтобы дети смогли отделять сказочную ситуацию от реалистичной, мы в группе, в ходе игр-этюдов, владения детей обозначаем разными способами. Это, например: кубики, ширма, ленты, обручи, мягкие модули.
Обучение действиям с предметами-заместителями, у нас происходит в процессе конструирования «интерьера стихотворения». Это происходит с помощью предметов окружающего быта-мебели, подручного материала, макетов.
Для правильной организации игр-этюдов с детьми мы учитываем следующие принципы:
• содержательность игр, разнообразие тематики;
• ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
В дальнейшем, для развития мелкой моторики рук, будем использовать пальчиковые и театральные куклы на шариках (сделанные из пенопласта, которые надеваются на один палец.