Оксана Киселева
Использование приёмов театрализации в игровой деятельности дошкольников и младших школьников
▼ Скачать +Заказ
1. Введение
Каждый человек проводит своё детство в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по своему, но все дети копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать, как импровизированные театральные постановки.
Поэтому, работая с детьми, педагоги часто используют различные виды игр. Например, я довольно широко применяю в своей работе игры с элементами театрализации.
Публикация «Использование приёмов театрализации в игровой деятельности дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Целью данной работы является изучение приёмов театрализации, используемых в работе с дошкольниками и младшими школьниками в системе музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкант!»
Надо сказать, я всегда старалась использовать музыку, ритм, танцевальные и другие виды движений в играх с детьми. Теперь моя задача заключается в том, чтобы понять, как я могу более полно использовать возможности музыки и театра в игровой деятельности. Какие игры и приёмы из программы музыкального воспитания я могу взять «на вооружение» для своей работы.
2. Игры с использованием приёмов театрализации
Такие игры могут быть самыми разнообразными, поскольку и сам театр представляет собой синтез слова, движения, музыки, взаимодействия с партнёром и т. д., и игровые приёмы театрализации могут использоваться в каждом из перечисленных направлений.
2.1. Коммуникативные (социальные) игры
Это игры на знакомство детей друг с другом и с педагогом, на установление контакта, выстраивание взаимоотношений, сплочение коллектива.
К числу первых и самых распространённых игр на знакомство относятся игры с именами.
Например, «снежный ком», где каждый следующий по кругу повторяет все прозвучавшие до него имена и добавляет своё.
Или «кто ты?» - игра, в которой каждый ребёнок называет своё имя, а дети хором его повторяют. Как вариант, здесь можно использовать игрушку, от имени которой дети представляются.
Несомненно, к социальным играм относятся танцы – игры, которые представлены в программе «Каждый ребенок – музыкант!». Голландский «танец с приветствиями» хорошо подходит для общения, установления контакта. Во время запева каждый ребёнок как будто прогуливается по кругу, напевая песенку себе «под нос». А в припеве все смотрят друг другу в глаза, кланяются и поют «здравствуйте» и потом «до свидания».
Также, для этой цели прекрасно подойдёт танец встречи (шведский танец с хлопками). Суть его в том, что свободная прогулка детей по классу в определённый момент превращается во встречу и общение с партнёром. Здесь важно обратить внимание детей на то, что встреча происходит случайно и не нужно никого выбирать заранее.
Богатейший материал для театрализованных социальных игр дают народные сюжетные песни. С их помощью легко сделать простые инсценировки, где дети будут импровизировать, творить, выражать себя. Приведу несколько примеров:
«Зеркало» - татарская народная песня (и аналогичные ей песни других народов);
«Как на тоненький ледок» - русская народная хороводная песня;
«Пошла коза по лесу» - хороводная игра;
Текст песни подсказывает, как сделать инсценировку. Важно только не перегрузить её движениями. Многие из этих песен имеют весёлый шуточный характер. В других, наоборот, совершенно серьёзно поднимаются темы сельскохозяйственного труда, заботы о животных, традиций календарных праздников. Затрагивая эти темы можно ненавязчиво расширять кругозор детей, развивать метапредметные связи.
2.2. Речевые игры
Сюда относятся игры на развитие дыхания, силы голоса, артикуляции. Например, игра на развитие речевого дыхания «приятный запах».
Дети по очереди подходят к вазочке с фруктом (яблоком, мандарином или лимоном) и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматное яблоко» и т. д. Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они сочиняют сами.
Здесь же можно использовать народные пословицы и скороговорки. Например, произнести скороговорку одними губами, беззвучно, как будто ты находишься за стеклом; потом шёпотом, но чтобы тебя услышали в конце класса и, наконец, громко и быстро три раза подряд.
Т. А. Рокитянская в своей системе музыкального образования предлагает создавать образ каждого звука при помощи голоса и движения, то есть инсценировать звук, наделить его настроением и характером. Например, звук «В» можно озвучить, изображая завывания ветра: «ВВВьётся ВВВьюга, ВВВетер ВВВоет: ВВВВВВ!» При этом руками можно выводить что – то похожее на букву «В».
К речевым играм относятся разнообразные игры с именами. Например, «Давай играть!» Педагог произносит одно выбранное имя, но на разные лады, а дети повторяют как эхо, с той же интонацией (жалобно, строго, ласково, призывно, восхищённо и т. д.)
2.3. Двигательные игры
Двигательные игры предполагают освоение пространства, умение делать различные построения и перестроения.
Примером такой игры может быть «Ниточка с иголочкой». Впереди колонны идёт ведущий (сначала это педагог, потом может быть кто–то из детей). Ведущий ходит, меняя направление движения, а дети повторяют его шаги след в след, как будто они связаны невидимой ниточкой.
В двигательных играх используется копирование, то есть повторение движения, которое придумал ведущий. В такой игре каждый ребёнок на некоторое время становится лидером, он сочиняет, импровизирует, остальные дети повторяют: «а мы будем делать также как и ты». Но очень скоро ведущий меняется, то есть появляется новый лидер, и нужно подчиниться уже его фантазии.
2.4. Ритмические игры
Трудно переоценить значение ритма в нашей жизни. Мы дышим, можем слышать, как бьётся сердце, бодрствуем и спим. Это всё проявление различных ритмов. Некоторые ритмы могут успокоить, помочь сосредоточиться, другие, напротив, заводят, будоражат. Ритмические игры оказывают сильное воздействие на детей. Я думаю, что у детей нужно обязательно развивать чувство ритма. Это поможет им в учёбе, так как ритм приучает быть более организованным, тренирует мозг, воспитывает внимание, хорошую реакцию, коммуникабельность, волю.
Т. А. Рокитянская написала отдельную книгу, посвящённую ритму, ритмическим упражнениям и играм. Там очень много интересного и полезного. Приведу несколько примеров.
Круговая ритмическая игра «Я – мои друзья». Дети сидят в кругу и тихонько повторяют: «я» - руки ложатся к себе на грудь, «мои друзья» - руки дважды касаются коленей у соседей справа и слева. Если дети хорошо держат этот ритм, то можно добавить к нему песенку.
Круговая ритмическая игра «Паровозик». Дети сидят в кругу. Левая рука каждого лежит на левой коленке ладошкой вверх – это «станция», она не двигается. Правая рука – «паровоз». Сначала дети дважды стучат правой ладошкой по левой и говорят : «тук-тук». Это означает, что паровозик на своей станции. Затем переносят свою правую ладошку на соседнюю станцию - левую ладошку соседа справа и говорят: «на!» Когда все втянутся в общий ритм, можно запускать вагончики. Это могут быть любые мелкие предметы, например, каштаны. Педагог кладёт вагончик – каштан на станцию справа вместе со слогом «на». И вагончик едет по кругу по всем станциям. Можно запустить несколько вагончиков и какую – нибудь подходящую мелодию. На собственном опыте знаю, что дети играют в это с восторгом.
2.5. Игра в театр (озвучивание сказок)
Это направление ближе всего к театрализации. Собственно это и есть занятия театром или игра в театр. В наше время практически во всех детских садах и школах, дети в той или иной мере занимаются театральной деятельностью.
Система музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкант!» демонстрирует интересный подход к театру через музыку, точнее – через музыкальные инструменты.
Для озвучивания можно взять любую известную сказку («Колобок», например) и каждому персонажу подобрать подходящий музыкальный или шумовой инструмент. Причём нужно выбрать не только инструмент, но и способ игры на нём. Дети сами ищут инструменты, звуки, ритмы, шумы. Они пробуют, выбирают, сочиняют, импровизируют. И, в результате, рассказывают эту сказку без слов, одними только звуками.
Подготовительным для сказки упражнением можно сделать «Зоопарк». Один ребёнок задумывает и озвучивает какое – то животное, а затем педагог с детьми пробуют его отгадать. Также, для начала, можно попробовать озвучить небольшое стихотворение или нарисовать звуками картину природы или настроения. Отлично развивает фантазию такое задание: озвучить всех героев сказки на одном инструменте, меняя только ритм и способ звукоизвлечения.
3. Заключение
Использование приёмов театрализации в игровой деятельности дошкольников и младших школьников с успехом может помочь в реализации задач воспитания, развития и обучения детей.
Театрализованная игровая деятельность направлена на развитие чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных умений и навыков. Это значит, что играя с детьми в театр, можно способствовать их более легкой адаптации к школьной среде и создать предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Главное - чтобы игра оставалась игрой, приносила детям радость, а не была запланированной, заорганизованной деятельностью, нацеленной только на результат. В процессе игры нужно учитывать индивидуальные особенности детей и давать каждому возможность развиваться в своём темпе.
Авторская система «Каждый ребенок – музыкант!» адресована в первую очередь учителям музыки. При этом она достаточно многогранная и разносторонняя, в ней есть занятия речью, движением, ритмом, танцевальные композиции и музыкально – театральные постановки. Все эти направления используются в игровой театрализованной деятельности. Поэтому я, как педагог, пройдя «погружение» в данную систему, могу теперь более полно использовать возможности музыки и театра в своей работе. Описанные выше игры я начала применять на занятиях с детьми и вижу их восторженную реакцию, заинтересованность и, как следствие, положительные сдвиги в воспитании и обучении.