Татьяна Алексеева
Использование моделей в разных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Модель дерева - используется при ознакомлении с сезонными изменениями в природе, а также для развития мелкой моторики малышей.
Модель неба - используется при познании и расширении знаний детей о небесных объектах, сезонных признаках, а также в подвижных играх и дыхательной гимнастике.
Публикация «Использование моделей в разных видах детской деятельности» размещена в разделах
Конспект занятия на тему
«Рассматривание овощей (капуста, помидор, огурец)
Программное содержание:
Дать знания о том, что капуста, огурец, помидор - овощи.
Формировать умение узнавать и показывать от особенности внешнего вида некоторых овощей (капуста белая, гладкая; огурец зеленый, овальный, гладкий; помидор красный, гладкий).
Развивать умение рассматривать и обследовать овощи.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, ним определения предметов.
Словарная работа: капуста, огурец, помидор, круглый, овальный, белая, зеленый, красный.
Материал: игровой персонаж - кукла Дед (из сказки «Репка», корзина с овощами (капуста, огурец, помидор, схема описания овощей, нож, поднос.
Ход занятия:
В гости к ребятам «пришел» Дед с корзинкой, в которой лежат овощи. Он говорит, что собрал большой урожай овощей на огороде и хочет детей угостить.
- А какой формы капуста? (ответы детей)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи (капуста)
Дед достает из корзины капусту. Дети, рассматривая капусту, отвечают на вопросы. Воспитатель выставляет модель описания овощей, с каждым детей выставляет соответствующую карточку. - Ребята, посмотрите, какого цвета капуста? (ответы детей) Дети обследуют (обводят) пальчиком кочан и кружок на карточке. После этого выкладывают ее на панно.
- Ребята, какая капуста на ощупь? Потрогайте ее? (ответы детей)
Дети обследуют кочан, а потом гладкую бумагу на карточке. После этого
выкладывает ее на панно.
Дед предлагает образец рассказа, обращая внимание на соответствующую карточку модели :
- Это капуста, она белого цвета, круглая, на ощупь гладкая. Воспитатель кладет капусту на поднос, который ставится на отдельный стол.
Дед говорит, что в корзине у него есть еще овощи и предлагает детям узнать, что еще там лежит?
Лежит меж грядок,
Зелен и гладок (огурец)
Дед достает из корзины огурец. Дети рассматривают огурец, отвечают на вопросы.
- Посмотрите, какого цвета огурец? (ответы детей)
- А какой формы огурец? (ответы детей). Да, верно, огурец овальной формы. Дети обследуют (обводят) пальчиком огурец и овал на карточке. После этого выкладываю ее на панно.
- А какой огурец на ощупь? Потрогайте его (ответы детей)
Дети обследуют сначала огурец, а потом гладкую бумагу на карточке.
После этого выкладывают ее на панно.
Дед предлагает, используя модель, рассказать об огурце:
- Огурец зеленый, овальный, гладкий.
Воспитатель кладет огурец на поднос, который ставится на второй (Дед говорит, что в корзине у него остался еще один овощ. Хотите узнать какой?
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют (помидоры)
Дед достает из корзины помидор и помогает выяснить его особенности.
- Посмотрите, какого цвета помидор? (ответы детей)
- А какой формы помидор? (ответы детей) Да, помидор круглой формы. Дети обследуют (обводят) помидор и кружок на карточке. После выкладывают ее на панно.
- Ребята, потрогайте, какой он на ощупь? (ответы детей)
Дети обследуют сначала помидор, а потом гладкую бумагу на картере. После этого выкладывают ее на панно.
Дед помогает ребенку рассказать о помидоре, используя модель :
- Это помидор, он красного цвета, круглый, на ощупь гладкий. Воспитатель кладет помидор на поднос, который ставится на третий стол. Игра на различение овощей «Угадай овощ, который назову». Дети ходят за Дедом по группе, затем он дает сигнал: «Раз, два, три – к капусте беги!» или «Раз, два, три - скорей -.огурец (помидор) найди!» Возле стола, у которого собрались дети, Дед проверяет правильно ли дети справились с заданием. «Молодцы, не ошиблись - капуста белая, круглая, гладкая, совсем не такая, как огурец и помидор. Давайте снова поиграем». Подведение итогов.
Дед приглашает детей к столу и угощает салатом из огурцов и помидоров.
Воспитатель и дети благодарят Деда за то, что он принес овощи, за вкусное угощение. Прощаются с ним и приглашают придти в гости вновь.
Конспект наблюдения
за сезонными изменениями в жизни деревьев.
Программное содержание:
Закрепить знания о зиме как времени года, уточнить, что времена года закономерно меняются;
Учить устанавливать причинно - следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и приспособлением растений; (солнце греет меньше, с каждым днем становится холоднее, изменяется окраска листьев деревьев, листья опадают).
Развивать умение использовать модели при составлении описательного рассказа о сезонных изменениях в природе зимой.
Воспитывать эмоциональный отклик на происходящие в природе явления.
Словарная работа: зима, снежинки, лежит снег
Материал: игрушка котенок Пушок, модель «Деревья зимой».
Ход наблюдения:
Сюрпризный момент: На участок к детям приходит котенок Пушок, рассказывает: «Проснулся я сегодня утром, глаза открыл, потянулся. В комнате тепло, уютно. Как всегда, полакал из блюдечка молока, Поиграл с веревочкой. Решил пойти погулять, я уже очень давно не был на улице. Только вышел - и испугался, и удивился: когда я раньше выходил гулять, на земле была травка, а теперь что-то белое и холодное. На деревьях были красивые желтые листочки, а теперь ничего нет! Куда все делось? Никак не пойму.
Воспитатель: Ребята, расскажите Пушку, почему он не узнал улицу! Когда котенок выходил гулять раньше, когда он видел травку и желтые листочки на деревьях? (ответы детей). А сейчас какое время года? (ответы детей). Правильно, после осени всегда наступает зима. Котенок:
- А что же это такое - зима?
Воспитатель показывает модели, дети последовательно рассказывают, что происходит в природе зимой, находят признаки зимы на участке (зимой холодно, мало солнца; кругом лежит снег, он падает с неба и ложится на землю).
Воспитатель: Ребята, а на что похож снег, когда он укрывает землю и все кругом? (ответы детей). Посмотрите, сколько снега на нашем участке: он лежит везде - на крыше, на скамейках, на деревьях. Похож на ковер, одеяло, шапку.
Котенок: - Да, на ветках деревьев лежит снег, а где же листочки? Почему их нет? Воспитатель показывает модель
Воспитатель предлагает: показать на участке деревья, которые зимой «спят». Воспитатель: Ну вот, Пушок, и познакомили тебя ребята с зимой! Зима – это совсем не страшно, это весело и интересно! Сейчас мы научили тебя играть в интересную игру «Снежок»
Подвижная игра «Снежок».
На полянку, на лужок тихо падает снежок –
Кружатся пушинки, белые снежинки!
Полетели, понеслись, под березку улеглись
Тихо спят пушинки, белые снежинки!
Но подул тут ветерок, закружился наш снежок –
Кружатся пушинки, белые снежинки!
Подведение итогов:
Котенок: - Спасибо вам, ребята, за интереснейший рассказ, за веселую игру. Много нового узнал я о зиме, очень постараюсь все запомнить! Воспитатель: А чтобы тебе легче было запомнить, что происходит в природе зимой, мы подарим тебе наши картинки!
Конспект наблюдения на тему: «Какие птицы прилетели на кормушку (воробьи и вороны)»
Программное содержание:
Учить детей различать воробья и ворону по отличительным особенностям внешнего вида (воробей маленький, ворона большая разный цвет перышек).
Дать детям знания о сходстве всех птиц: есть голова, глаза, клюв, ноги, крылья, перышки. Птицы живые - их надо кормить.
Развивать интерес к миру животных, наблюдательность.
Воспитывать желание подкармливать птиц на участке.
Словарная работа: воробей, ворона, коричневый, посветлее, черный, серый, переваливаться.
Материал: крошки, зернышки, модель «Строение птицы».
Ход наблюдения:
В группу к малышам приходят дети старшей группы и приглашают понаблюдать за птицами на их дорожке-кормушке. Дети собираются в гости, берут угощение для птиц.
Воспитатель: Сейчас мы насыплем на дорожку-кормушку угощение (крошки, зернышки, пшено) и посмотрим, какие птицы прилетят клевать наше угощение.
Дети рассыпают угощение на дорожку-кормушку.
- Вот и птички к нам прилетели. Здравствуйте, птички! Мы вновь пришли вас покормить. Посмотрите на этих маленьких птичек. Кто это? (ответы детей) Да, это воробьи. А это что за гостья к нам прилетела?
На суку сижу,
«Кар! Кар! Кар!» - кричу.
- Познакомьтесь - это ворона.
Дети сравнивают птиц, отвечают на вопросы воспитателя:
- Воробей маленький, а ворона?
- Чем клюет воробей? У воробья клюв какой? (ответы детей). А у вороны? (ответы детей)
- Чем смотрит воробей? А ворона? Верно, у воробья они маленькие как бусинки, а у вороны - крупные, темные.
- Что есть у воробья, чтобы прыгать по земле? А у вороны есть ноги?
- Что помогает воробью летать? А вороне?
Ребята, посмотрите внимательно, одинакового ли цвета воробей и ворона? (ответы детей) Правильно, по цвету они разные. Перышки у воробья коричневые, а у вороны черного и серого цвета.
- Посмотрите, как ведут себя воробьи и вороны (ответы детей)
- Верно. Воробьи прыгают, чирикают, быстро клюют зернышки, перелетают с места на место, летают стайкой, дерутся из-за корма. Вот какие забияки.
Ворона важно шагает, с боку на бок переваливается, летает чаще всего одна.
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Вот видите, ребята, какие воробьи и вороны разные : воробей маленький, ворона большая, эти птицы разные и по цвету перышек, и повадки у них разные. Но у воробья и вороны много общего - ведь они птицы: у них есть голова, глаза, клюв, ноги, крылья, перья.
Подвижная игра «Походки».
- Походите важно, как ворона, и попрыгайте, как воробей. Воспитатель говорит: «Воробей». Дети прыгают. Воспитатель говорит: «Ворона». Дети идут, переваливаясь.
Дети благодарят детей старшей группы за то, что они пригласили понаблюдать за птицами на своей дорожке-кормушке.
- Чтобы птицы могли жить, им нужен корм (зернышки, крошки, пшено, мы будем заботиться о птицах и приносить на кормушку угощение. После возвращения с прогулки дети с помощью воспитателя выкладывают модель «Строение птицы».